Тантра и неотантра
А.Г.Сафронов
Впервые тантрические тренинги появились на нашем пространстве благодаря Льву Тетерникову, который первый из русских йогов позиционировал себя еще и как тантрик, и к которому как и ко всем Мастерам, вышедшим из эзотерической «духовки» 60-70х я отношусь с глубочайшим уважением. В тот период семинары Льва Ивановича производили эффект взорвавшейся бомбы. В постсоветской да и постхристаинской стране он взял на себя смелость и немалую (с учетом соответствующих статей УК и косной пуританской морали) вслух разговаривать о сексе, которого «типа не-было», заявлять о том, что духовность и сексуальность не противоречат друг другу, давать тренинги, допускающие телесный контакт с сексуальным подтекстом, и тд. На тот период даже простое информирование о сексе давало закомплексованным советским людям чрезвычайно много, а большего от семинара просто нельзя было требовать, чтобы не лишиться тренера L. Имело ли отношение то что делал Тетерников к аутентичной тантре? Формально, «по букве» нет, по сути –да. (Статья посвященная углубленному анализу сути тантры еще в проекте, но кратко по данному вопросу я высказался на блоге.) Но большее на тот пероид было просто немыслимо. Это было время сверхталантливых в эзотерическом смысле самоучек, мистиков, оторванных от мировых традиций, но несущих свой собственный Духовный Поток и по крупицам в обход запретов собиравших древнее знание.
Нельзя сказать, что в тот период не было других практиков, экспериментирующих со свадхистханой. Был и ленинградский «астральный каретек» Аверьянов (Гуру Вар Авера) и появившийся чуть позже на наших просторах ученик Ошо Свами Вирато Сварго, пытались уделить этому вопросу внимание и астрологи (в тот период грань между последователями разных Традиций вообще была тонка), такие как Свами Ананд Синжар и Авессолом Подводный, ушуисты (Медведев), эзотерики совсем непонятного профиля (Сотилиан Секорийский), но деятельность Тетерникова все равно была наиболее заметна и определяюща. Фактически семинары Льва Тетерникова стали своего рода золотым стандартом всех будущих тренингов подобной направленности.
Однако времена менялись и на небосводе тантры появились новые звезды. Прежде всего следует упомянуть московского тантрика Андрея Лапина ( насколько я понимаю ученика известного йога 60-х Антонова, но я не уверен). Его лекции и семинары устойчиво привлекали значительное количество слушателей, особенно после эпатажной статьи в популярном тогда журнале «Путь к себе», где он заявил, что живет одновременно с несколькими женщинами. В те годы (90-е) это была смелость, которая оказалась вознаграждена общественным вниманием. Семинары Лапина чем то напоминали Тетерниковские, хотя на них и появились парные катарсические техники (рефлекс оргазм), да и атмосфера была поразвязней. Сам Лапин является в моем понимании довольно образованным в нашей сфере человеком, который впрочем скрывает свой интеллектуализм под стебно-шутовской маской, где-то подражая «безумной мудрости» древних тантриков, а где-то на потребу публике, ленясь развивать интеллект своих учеников.
Уже на Лапинских семинарах я заметил некую настораживающую тенденцию. Шли годы, а в них участвовали примерно одни и те же люди, которые практиковали одни и те же техники. Не возникало ощущения, что есть какое-то ощутимое развитие. Да людям было прикольно… на семинарах. Но качественного развития хотя бы одной чакры за их пределами как-то не ощущалось. Да и объяснения о том что духовность не противоречит сексуальности казались все более неактуальными – никто уже в этом не сомневался, а кто сомневался ходил в церковь, а не на такие семинары. Возникало ощущение, что люди на свингерских тусовках намного более раскованы и сексуальны, чем участники таких семинаров. А информирование о сексе в условиях уже появившегося интернета стало просто излишним. Вспоминается анекдот, когда мать попросила отца поговорить с 16 -летним сыном о сексе, и тот вернувшись предложил ей попробовать все, о чем узнал от сына…
Анализируя, еще тогда, семинары Лапина, я понял их суть и глобальный «провтык», которого к несчастью не лишены и большинство нынешних тренингов подобной направленности. Разумеется, на подобные семинары приходят люди с проблемной свадхистханой и манипурой, которым не хватает сексуальных переживаний, а иногда и, что греха таить, просто сексуальных партнеров. Они получают первичное раскомплексовывание, круг общения с более мягкой чем общесоциальная моралью. Практики, которые они выполняют способствуют обмену сексуальной энергией и снятию сексуального напряжения (те же разговоры о сексе, взаимные массажики, гладилки или рефлекс оргазм). Они симулируют секс (иногда даже групповой), давая временную разрядку и удовлетворение, для кого-то даже более острое чем от доступного в социуме секса. Но символическая имитация – есть символическая имитация. Переживания от нее тоже символические, не дающие глубинного удовлетворения. Такой подход в корне противоречит самому принципу развития свадхистханы, который состоит в том, что чакра развивается при пиковых переживаниях. А достичь таковых при однотипных иммитационных техниках невозможно. Получается что практикуемые техники напоминают «вялотекущую мастурбацию без оргазма». А углубить переживания без глубокой психологической работы, выходящей только за рамки свадхистханы невозможно. Одно преодоление социальной вставки заставляющей воспринимать секс, как форму валюты для расплаты за «парные отношения» или поднятия своего «социального статуса» может потребовать неимоверных усилий и годов практики. А таких вставок еще масса. Да и стремно практиковать собственно сексуальные техники. Социум-то по прежнему это неодобряет. Такое возможно только с близкими и доверенными учениками, что противоречит идее массовости таких тренингов.
На мой взгляд большинство известных мне тантрических ( в смысле околосексуальных) тренингов застряли в этой ловушке. Точнее все известные мне. И в этом смысле они морально устарели. Намного больше для понимания свадхистханы можно почерпнуть на закрытых вечеринках, клубах и танцхолах типа Казантипа и Лошадка-пати, а также школах стрипа и эротического танца . Или развивать свадхистхану надо с людьми с которыми можно пойти на намного более смелые эксперименты, чем взаимное поглаживание с завязанными глазами или синхронное дыхание.
Любопытно: идея этой статьи появилась у меня в годовщину со дня смерти Л.Тетерникова.Так что эта статья - выражнение дани уважения к ушедшему мастеру. Ведь любой Мастер был бы рад узнать, что следующее поколение Ищущих пошло дальше.
http://yogasutra-comment.blogspot.com/
А.Г.Сафронов
Впервые тантрические тренинги появились на нашем пространстве благодаря Льву Тетерникову, который первый из русских йогов позиционировал себя еще и как тантрик, и к которому как и ко всем Мастерам, вышедшим из эзотерической «духовки» 60-70х я отношусь с глубочайшим уважением. В тот период семинары Льва Ивановича производили эффект взорвавшейся бомбы. В постсоветской да и постхристаинской стране он взял на себя смелость и немалую (с учетом соответствующих статей УК и косной пуританской морали) вслух разговаривать о сексе, которого «типа не-было», заявлять о том, что духовность и сексуальность не противоречат друг другу, давать тренинги, допускающие телесный контакт с сексуальным подтекстом, и тд. На тот период даже простое информирование о сексе давало закомплексованным советским людям чрезвычайно много, а большего от семинара просто нельзя было требовать, чтобы не лишиться тренера L. Имело ли отношение то что делал Тетерников к аутентичной тантре? Формально, «по букве» нет, по сути –да. (Статья посвященная углубленному анализу сути тантры еще в проекте, но кратко по данному вопросу я высказался на блоге.) Но большее на тот пероид было просто немыслимо. Это было время сверхталантливых в эзотерическом смысле самоучек, мистиков, оторванных от мировых традиций, но несущих свой собственный Духовный Поток и по крупицам в обход запретов собиравших древнее знание.
Нельзя сказать, что в тот период не было других практиков, экспериментирующих со свадхистханой. Был и ленинградский «астральный каретек» Аверьянов (Гуру Вар Авера) и появившийся чуть позже на наших просторах ученик Ошо Свами Вирато Сварго, пытались уделить этому вопросу внимание и астрологи (в тот период грань между последователями разных Традиций вообще была тонка), такие как Свами Ананд Синжар и Авессолом Подводный, ушуисты (Медведев), эзотерики совсем непонятного профиля (Сотилиан Секорийский), но деятельность Тетерникова все равно была наиболее заметна и определяюща. Фактически семинары Льва Тетерникова стали своего рода золотым стандартом всех будущих тренингов подобной направленности.
Однако времена менялись и на небосводе тантры появились новые звезды. Прежде всего следует упомянуть московского тантрика Андрея Лапина ( насколько я понимаю ученика известного йога 60-х Антонова, но я не уверен). Его лекции и семинары устойчиво привлекали значительное количество слушателей, особенно после эпатажной статьи в популярном тогда журнале «Путь к себе», где он заявил, что живет одновременно с несколькими женщинами. В те годы (90-е) это была смелость, которая оказалась вознаграждена общественным вниманием. Семинары Лапина чем то напоминали Тетерниковские, хотя на них и появились парные катарсические техники (рефлекс оргазм), да и атмосфера была поразвязней. Сам Лапин является в моем понимании довольно образованным в нашей сфере человеком, который впрочем скрывает свой интеллектуализм под стебно-шутовской маской, где-то подражая «безумной мудрости» древних тантриков, а где-то на потребу публике, ленясь развивать интеллект своих учеников.
Уже на Лапинских семинарах я заметил некую настораживающую тенденцию. Шли годы, а в них участвовали примерно одни и те же люди, которые практиковали одни и те же техники. Не возникало ощущения, что есть какое-то ощутимое развитие. Да людям было прикольно… на семинарах. Но качественного развития хотя бы одной чакры за их пределами как-то не ощущалось. Да и объяснения о том что духовность не противоречит сексуальности казались все более неактуальными – никто уже в этом не сомневался, а кто сомневался ходил в церковь, а не на такие семинары. Возникало ощущение, что люди на свингерских тусовках намного более раскованы и сексуальны, чем участники таких семинаров. А информирование о сексе в условиях уже появившегося интернета стало просто излишним. Вспоминается анекдот, когда мать попросила отца поговорить с 16 -летним сыном о сексе, и тот вернувшись предложил ей попробовать все, о чем узнал от сына…
Анализируя, еще тогда, семинары Лапина, я понял их суть и глобальный «провтык», которого к несчастью не лишены и большинство нынешних тренингов подобной направленности. Разумеется, на подобные семинары приходят люди с проблемной свадхистханой и манипурой, которым не хватает сексуальных переживаний, а иногда и, что греха таить, просто сексуальных партнеров. Они получают первичное раскомплексовывание, круг общения с более мягкой чем общесоциальная моралью. Практики, которые они выполняют способствуют обмену сексуальной энергией и снятию сексуального напряжения (те же разговоры о сексе, взаимные массажики, гладилки или рефлекс оргазм). Они симулируют секс (иногда даже групповой), давая временную разрядку и удовлетворение, для кого-то даже более острое чем от доступного в социуме секса. Но символическая имитация – есть символическая имитация. Переживания от нее тоже символические, не дающие глубинного удовлетворения. Такой подход в корне противоречит самому принципу развития свадхистханы, который состоит в том, что чакра развивается при пиковых переживаниях. А достичь таковых при однотипных иммитационных техниках невозможно. Получается что практикуемые техники напоминают «вялотекущую мастурбацию без оргазма». А углубить переживания без глубокой психологической работы, выходящей только за рамки свадхистханы невозможно. Одно преодоление социальной вставки заставляющей воспринимать секс, как форму валюты для расплаты за «парные отношения» или поднятия своего «социального статуса» может потребовать неимоверных усилий и годов практики. А таких вставок еще масса. Да и стремно практиковать собственно сексуальные техники. Социум-то по прежнему это неодобряет. Такое возможно только с близкими и доверенными учениками, что противоречит идее массовости таких тренингов.
На мой взгляд большинство известных мне тантрических ( в смысле околосексуальных) тренингов застряли в этой ловушке. Точнее все известные мне. И в этом смысле они морально устарели. Намного больше для понимания свадхистханы можно почерпнуть на закрытых вечеринках, клубах и танцхолах типа Казантипа и Лошадка-пати, а также школах стрипа и эротического танца . Или развивать свадхистхану надо с людьми с которыми можно пойти на намного более смелые эксперименты, чем взаимное поглаживание с завязанными глазами или синхронное дыхание.
Любопытно: идея этой статьи появилась у меня в годовщину со дня смерти Л.Тетерникова.Так что эта статья - выражнение дани уважения к ушедшему мастеру. Ведь любой Мастер был бы рад узнать, что следующее поколение Ищущих пошло дальше.
http://yogasutra-comment.blogspot.com/