Мировой ватерклозет - панацея от всех бед
История канализации одинаково беспристрастно хранит сведения о роскошных уборных (фриках) Древнего Рима, которые служили местом встреч и бесед под журчание сливных ручьёв, и о ночных горшках парижан в XII веке, содержимое которых выплёскивали на улицу, в лучшем случае с криком «Gare I' eau!» («Осторожно, вода!»). Общеобразовательный же курс истории включает в себя скупую и поверхностную информацию о туалетной цивилизации с оттенком пренебрежения. Однако данная физиологическая потребность наравне с голодом и жаждой является для человека самой значимой. Но если современный потребительский рынок заботливо предлагает утолить нам потребность в еде или питье, то в сфере туалетных услуг, увы, многие элементарные потребности граждан не учитываются вообще. Где, например, на улице наши милые дамы при необходимости могут воспользоваться советом телерекламы, предлагающей, извините, гигиенические прокладки?
Наиболее ощутимым этот недостаток становится, когда хочется посидеть с друзьями на скамейке жарким летним вечером и попить пива. Если на улице стемнело, то в родном парке каждый кустик знаком. Он, словно Яблонька из сказки «Гуси-лебеди», готов прикрыть от внешнего мира изнемогающих от жажды удовлетворить физиологическую потребность. Правда, здесь подстерегает опасность встречи с правоохранительными органами, которые сами, посещая туалеты, руководствуются негласным правилом «Родина заплатит», хотя, на самом деле, по закону, бесплатное посещение могут позволить себе только ветераны войны. Впрочем, чтобы утешить читателей, расскажу о том, что Лондонская Национальная галерея тоже долгое время подвергалась жесточайшим террактам со стороны мужчин, ожидающих автобуса после посещения рядом находящегося ночного клуба. И поскольку национальное достояние источало ужасный запах даже днем, то теперь по пятницам к стенам Национальной галереи прикрепляются мобильные писсуары, а в понедельник утром снимаются. По подсчетам экспертов, эта находка спасает здание от продукции жизнедеятельности более, чем 1500 человек.
Вот в Германии беспокоятся о здоровье. Никто никогда не оштрафует человека, которому приспичило сходить в кусты. Всем понятно, что тот, кого припечет, найдет, куда сходить. А вот Австралийский фонд помощи людям, страдающим энурезом, разработал проект создания электронной карты общественных туалетов. Карта будет содержать всю информацию о том, где находятся общественные туалеты, время их работы и наличие в туалетах кабинок для инвалидов. Разработчики карты собираются сделать аналогично гостиничному рейтинг туалетов по их чистоте, безопасности, удобствам. Карту можно будет посмотреть в Интернете, поэтому, путешествуя, человек будет обеспечен необходимой информацией. Федеральное правительство Австралии поддержало эту идею и выделило на разработку проекта около 1,5 миллионов австралийских долларов. Правительство считает, что электронная карта туалетов поможет не только людям, страдающим недержанием, но и родителям маленьких детей, пожилым людям и путешественникам.
У нашего же человека общественный туалет крепко ассоциируется с подъездами домов, подворотнями, свалками, автобусными остановками, торговыми рядами, зарослями кустов и одиноко стоящими деревьями. Когда «придавит», поиск идет быстро и решительно, согласно стандартному мышлению. И эта сторона нашего поведения долго еще будет оставаться вынужденным признаком бескультурья и неуважения к окружающим. Если же предусмотрительно вы расположились близ какого-либо ВУЗа или учреждения, то какое-то время можно не волноваться. Правда, когда к вечеру коридоры редеют, автоматически повышается бдительность дежурных, которые, основываясь на непревзойденном чутье и многолетнем опыте, безошибочно вычисляют, кто, куда и зачем идет. Есть еще спасительные «макдональдсы», посещение туалетов которых является столь приятным времяпрепровождением, что в особенности женская часть города не лишает себя удовольствия задержаться в столь достопримечательном месте, чтобы повертеться перед зеркалом и поболтать с подругой. Именно этот факт, а не желание сопутствующего заработка, привело к тому, что в «Маке» ……. туалет теперь платный, ведь проходимость ресторана намного превышает пропускную способность его санузла. А вот на улице Пушкинской нет вообще ни одного туалета! И тогда необходимо бежать в парк Шевченко, где располагается единственный общественный туалет на всю округу. Со-гласно же "Санитарным правилам устройства и содержания общественных уборных” радиус обслуживания общественных уборных в городах не должен превышать 500-700 м. Да, у нас есть туалеты в кафе или организациях, предлагающие услуги общественности. Но у них нет, что называется, торгового знака, то бишь указателя или условного обозначения. Даже главный туалет в парке Шевченко в темноте ищется только по направлению протянутой руки главного памятника города.
Я ругаюсь и буду упорно
Проклинать вас хоть тысячу лет,
Потому что хочу в уборную,
А уборных в России нет.
(С. Есенин)
Об естественных нуждах мы не говорим ни за столом, ни с противоположным полом, ни на работе. Считаем, что лучше продемонстрировать свои общеобразовательные познания, как политика, экономика, наука, литература. А вот разобраться в самом насущном вопросе то ли воспитание не позволяет, то ли смелости не хватает. А, может быть, поэтому у нас нет приличных заведений для естественной надобности? Мы строим шикарные банки. Растут настоящие дворцы. А мы не можем решить элементарную проблему – обеспечить людей заведениями, куда бы они могли зайти по потребности.
Есть над чем поразмыслить городской администрации. Ведь речь не только о городских празднествах, во время проведения которых возникает целая проблема с туалетами. Общественных ватерклозетов городу не хватает.
- В центре Харькова проживает 650 тысяч человек, - анализирует ситуацию Екатерина Пожарова, студентка архитектурного факультета ХИСИ, автор бакалавра на тему «Туалеты в инфраструктуре гигиены городского образа жизни». - Даже по самым старым и скромным нормам 1975 года пропорция общественного туалетного прибора (читай: очка) к населению должна составлять 1:1000. Эти нормы, кстати, с годами не изменились. В центре же Харькова, если не считать «Макдональдсы» и другие учреждения общепита, насчитывается всего 135 туалетных приборов, то есть в 5 раз меньше, чем положено для регулярного физиологического опорожнения граждан. Всего в 1,6-миллионном городе 106 туалетов. Даже при несуществующем среднем количестве 10 туалетных приборов в одном клозете, пропорция составляет 1:1500.
На 1999 год в Харькове было зарегистрировано 64 платных общественных туалета и 28 бесплатных. Цифра не так утешительна, если учесть, что в их число включены туалеты ведомственные, например, в зоопарке. Понятно, что мало кто купит билет в зоопарк, чтобы облегчить участь своего кишечника или мочевого пузыря. Почему же люди должны терять свое человеческое достоинство, бегая по кустам и подворотням?
- У нас не так мало заброшенных подвалов, где можно оборудовать уборные вместе с теми же «секондами»? – рассуждает Екатерина. - На той же Пушкинской они находятся в каждом подвале, но даже руки помыть после обработанной хлором одежды негде. Куда смотрит городская санэпидемстанция? Как объясняют чиновники, строительством стационарных туалетов или установкой мобильных заниматься никто не хочет, не имея гарантии, что они окупятся.
Странный подход, если учесть, что рентабельность общественных туалетов прямо пропорциональна рентабельности учреждений общепита, а при крайней необходимости человек воспользуется туалетной услугой любого качества. Еще с пеленок малышей приучают к горшку. Едва родившись, в семье нас приобщают к цивилизованному туалету. А позже приходится возвращаться к привычке «ходить под себя». Имеется в виду, что отношение любой культуры к продуктам распада, возникающим в результате жизнедеятельности человеческого организма, равно как и к самой процедуре очищения от этих продуктов, совершенно определенно является неким показателем уровня развития данной культуры. Если человек здоров и не страдает ярко выраженной патологией, типа энуреза или энкопреза, и при этом ходит, что называется, «под себя», то последнее является показателем уровня его культурного развития. А если в каком-либо культурном центре страны отдельные граждане привыкли мочиться в парадных своего города, то этот факт также служит показателем уровня культурного развития, но уже не конкретного человека, а общества в целом. Так что, этот критерий нецивилизованности останется в Украине своеобразной визитной карточкой. Но, как мне кажется, лишь до тех пор, когда услуги туалетов станут максимально доступными. Понятно, что проще натянуть трос на участке дороги, поставить перед ним указатель «Остановка запрещена» и собирать по гривне с водителей автомобилей. Ведь в нашей быстроменяющейся ситуации предприимчивые граждане предпочитают «урвать кусок» поскорее, чем начинать основательное дело.
- На заметку предпринимателям отмечу следующее, - говорит Екатерина Пожарова, - в России уже установили, что потребительский рынок Москвы включает в себя 15 млн. граждан, из которых не менее 3 млн. человек в будние дни и около 6-8 млн. человек в выходные и праздничные дни испытывают (иногда - неоднократно) потребность в общественном туалете. Цифры общероссийского туалетного рынка впечатляют еще больше: из 70 млн. граждан общественный туалет в будние дни желают посетить 22 млн. человек и до 45 млн. человек - в выходные и праздничные дни. Если же говорить о вандализме, который, наверняка, станет преследовать хрупкие строения, то это необходимо учитывать, как этап привыкания. Когда устанавливались стеклянные остановочные комплексы, многие не зря полагали, что за короткий срок они будут разрушены. Так что эта судьба неминуема в Украине и для мобильных туалетов. В России это проблемой уже не является.
В общественных туалетах не учитывается
одна из самых значимых человеческих потребностей
– потребность в самоуважении.
Если следовать мировой логике, то туалет - это не только то место, где справляют нужду, но и место, где приводят в порядок внешний вид, пользуются предметами личной гигиены, получают элементарные медицинские услуги и т.д. «Злоупотребление» же этой информацией привело к тому, что в Москве на Курском вокзале в платном туалете висит угрожающее предупреждение «Запрещается мытье головы, ног, обуви, стирка белья», обещающее закончиться штрафом. А вот американский общественный туалет предоставляет до 20 видов дополнительных услуг.
Но не только в Америке. Например, в Минске туалет по улице Киселева уже сравнивают с Домом быта. Ведь здесь, кроме того, чтобы справить нужду, еще можно:
- принять душ (30 минут – 10 000 рублей);
- поутюжить белье (15 минут пользования утюгом – 5 000 рублей);
- почистить ботинки (пользование обувной щеткой – 1 000 рублей);
- почистить верхнюю одежду (щетка для одежды стоит столько же, сколько и обувная);
- пришить пуговицу, зашить дыру на одежде (выдача нитки с иголкой обходится клиенту всего в 200 рублей).
- Большинство наших стационарных туалетов построено по проектам 30-50х годов, - продолжает рассказ о своих исследованиях Екатерина. - В них, естественно, не учтены мировые достижения в области санитарии за последние 50 лет. Они занимают большие площади и потребляют много тепла и воды. В связи с высокой арендной платой и платой за коммунальные услуги такие туалеты убыточны, даже при повышении расценок на их посещение. К тому же потоки людей и места их скоплений за последние десятилетия сильно изменились, поэтому, как правило, туалеты расположены вдали от общественных мест. В них как правило отсутствует современное оборудование и расходные материалы, а санитарная обработка производится «дедовскими методами» (например при дезинфекции традиционно используются растворы на основе хлорной извести, которым сопутствует постоянный резкий запах в туалете). Согласно «Санитарным правилам» в любом общественном туалете, независимо от того, платный он или нет, должно быть мыло, бумажные полотенца (по последним нормам, даже электросушители не должны использоваться, так как они переносят бактерии), туалетная бумага. Даже в платных туалетах эти нормы не выполняются. Ну, и уж совсем наивно мечтать о скамеечке или столе, на который можно было бы положить вещи во время мытья рук, если не существует элементарных удобств, в которых нуждаются инвалиды или мамы с детьми. Хотя в других странах к состоянию уборных относятся очень внимательно.
WC как зеркало культуры
Характерной особенностью корейского речевого обихода является отсутствие столь привычной для нас всех табуированной лексики, связанной с туалетом и «есте-ственными потребностями». Например, нет никакого фарса в том, что в одном их эпизодов корейского телевизионного сериала «Искры» героиня размышляет о своей несчастной любви, уединившись в туалетной кабинке.
Вообще отношение к «туалетной тематике» в Корее очень спокойное. Во время лекции студентка может не просто попроситься «в туалет», но заодно и с обезоруживающей откровенностью сообщить преподавателю, с какой именно конкретной целью она туда идет. А молодой человек на свидании может пожаловаться своей девушке на внезапно случившийся с ним понос с той же спокойной естественностью, с какой его европейский сверстник упомянул бы о головной боли.
Еще одним следствием относительной нетабуированности туалетной тематики стало то, что проблемы туалетов широко и безо всякого смущения обсуждаются на страницах корейской прессы. В августе 1999 года была даже создана Корейская Ассоциация культуры туалетов. Начатая Ассоциацией кампания за усовершенствование корейских туалетов получила широкое отражение в средствах массовой информации, которые сообщают о многообразной деятельности Ассоциации без тени иронии. Корейский журналист может, не рискуя стать объектом насмешек, предаваться на страницах газеты туалетно-архитектурным мечтаниям: «А если превратить туалеты... в места со своим стилем и темой? Если в каждом районе в оформлении туалетов будет своя тема, это надолго сохранится в памяти, да и впечатление от района станет лучше... А если, скажем, в туалетах на улице Тэхакно (район театров и концертных залов) размещать афиши о концертах?»
Об отсутствии традиционного для западной культуры отношения к туалету как к чему-то ритуально нечистому и, так сказать, "стыдному", свидетельствует и тот факт, что религиозные организации, например, не видят ничего зазорного в том, чтобы вывешивать свои листовки и цитаты из Нового Завета прямо над писсуарами или на дверках туалетных кабинок. Зачастую там же можно почитать и плакаты госбезопасности, которые напоминают о вездесущих северокорейских шпионах, призывают к бдительности и обещают немалое вознаграждение за подтвердившийся донос на иностранного лазутчика.
Со спокойным отношением к туалетной тематике, видимо, связано и то, что во многих небольших офисных строениях не существует разделения на мужские и женские туалеты. В небольшом помещении находится раковина и писсуар, а дальше - одна или две кабинки. Женщины спокойно проходят в кабинки, не обращая особого внимания на стоящих у писсуара и занятых своим делом мужчин. Попадаются даже туалеты (с Сеуле на станции метро Тонъчжак, например), где эта двери в туалет... стеклянные, так что через неё можно спокойно увидеть многое из того, что происходит внутри.
В последние годы в богатых домах Кореи всё чаще встречаются электронные многофункциональные унитазы. Стоит такое удовольствие от 400 до тысячи долларов. Такой унитаз, в частности, автоматически моет филейные части владельца. Температура воды и интенсивность всего процесса могут регулироваться. Особенность же всех корейских туалетов – практически обязательное наличие фотоэлементов, которые, обнаружив, что клиент отошел в сторонку, автоматически промывают писсуар.
Северокорейские власти экономят на коммунальных службах, и значительная часть тех обязанностей, которые в других странах исполняются всяческими муниципальными учреждениями, в Северной Корее возложена на население. В частности, в Стране Чучхе нет дворников: уборку городов ведут неработающие тетушки, которых на эти работы направляет по специальной разнарядке "совет квартала". Так же организован и вывоз содержимого выгребных ям. Профессиональных ассенизаторов в Северной Корее тоже нет, и их обязанности опять-таки по очереди выполняют неработающие женщины средних лет. Они отвечают и за собственно очистку туалетов в своем квартале, и за последующий вывоз "органического удобрения" на поля (за каждым кварталом закреплен свой подшефный сельхозкооператив).
Сегодня туалетов в Южной Корее больше, чем в любой другой стране. Найти общественный туалет в городе легко не только потому, что их много, но и потому, что на глаза часто попадаются специальные таблички, которые указывают где же находится ближайший общедоступный туалет. В метро на этих табличках всегда указывается и расстояние до туалета с умилительной точностью: 28 или 126 метров (никогда не «30» или «120»). В городах поменьше, где нет ни метро, ни небоскребов, ни подземных торговых галерей туалет можно найти на автостанции, на рынке, в большинстве столовых и некоторых чайных. Все туалеты в Корее - бесплатные, но при этом поддерживаются в чистоте. В туалетах поновее из скрытых под потолком репродукторов звучит классическая музыка, а у входа могут стоять горшочки с цветами! Сама идея платного туалета кажется корейцам дикой, и из-за этого они временами попадают в непростое положение за границей.
В Пекине же, который готовится стать местом проведения Олимпиады 2008 года, власти китайской столицы начали подготовку с… реконструкции общественных туалетов. Через несколько лет гости Пекина, наверняка, смогут насладиться четырех- и пятизвездочными туалетами. Городские власти определили 452 общественных туалета в 305 местах, где чаще всего появляются туристы. Именно эти туалеты подвергнуться реконструкции. Они будут подразделяться на 58 категорий, в зависимости от декора и предоставляемых услуг. Например, самые шикарные пятизвездочные туалеты будут отделаны гранитом и снабжены автоматическим спуском. Во время «сеанса» посетителей будет радовать классическая музыка. Например, в Пекине, в районе Хайдянь на улицах довольно много туалетов, раскрашенных пестро, с выдумкой, двери их поражают воображение своей формой и манят зайти внутрь – дверь может быть в форме бутылки от «Кока-колы», может быть круглой, а может и – совершенно обыкновенной. Такой туалет трудно не заметить.
Пекин вообще поражает любовью к туалетам и их обилием. В пекинской гостинице «Shangri-La» туалет снабжен туалетным боем в униформе отеля, который находится там постоянно. Когда вы входите туда, мальчик приветствует вас на чистом английском языке и выражает радость оттого, что вы его посетили. Далее он интересуется, какую потребность вы пришли удовлетворить, и проводит вас к соответствующему устройству. Пока вы находитесь в кабинке, он пытается развлекать вас разговором о городе Пекине и его достопримечательностях; он интересуется, побывали ли вы в Императорском дворце, в мавзолее Мао Цзэ-дуна и бывает весьма огорчен, если вы всего этого не посетили. Вы можете, помимо всего прочего, получить не только крайнее удовлетворение, но и массу полезной информации. Кроме того, бой помогает вам вымыть руки и предлагает что-нибудь почистить, а также купить карты города и прочую ерунду и провожает вас до двери, которую предусмотрительно распахивает, и вы выходите под возглас «Приходите еще!».
Неудивительно, что нации, так заботящиеся о высокой производительности труда, придумали «бистро» и обеды в офис. Когда экономить время на трапезе стало уже невозможным, очередь дошла и до туалетов, поскольку задержка в общественных уборных приводит к неудобствам в работе. Например, в одной японской фирме изобретателю косого и жутко неудобного унитаза была вручена премия за то, что при его внедрении в уборные общая производительность труда увеличилась на 3%. А в Корее в туалетах офисов среди низких туалетных приборов можно обнаружить всего один унитаз для сослуживцев, восседая на котором можно работать, не отрываясь от производства. Кстати, западные унитазы появились в Корейских туалетах лишь недавно, но большинство корейцев предпочитает в общественных и служебных уборных иметь дело с японскими унитазами, не без оснований считая, что они - гигие-ничнее, ведь на них не надо садиться.
В России прообраз современного унитаза появился в 80-х годах XIX века, вскоре после его изобретения. А в этом году 19 ноября унитаз отпраздновал свой 120-летний юбилей.
Авторство важнейшего атрибута нашей жизни принадлежит Томасу Крэпперу, запатентовавшему U-образную систему сливного бачка в конце 19 века и устанавливавшему туалеты для самой королевы Виктории. Но совсем недавно Китай, претендующий на авторство самых разнообразных вещей, развенчал притязания Великобритании и на это изобретение, поскольку в могиле императора, принадлежавшего к западной династии Хан (1 век до н. э.) археологи обнаружили туалет: каменное сиденье с удобными подлокотниками и специальным резервуаром, подававшем проточную воду для слива.
Впрочем, Великобритании все равно будет, чем гордиться. Здесь уже разработали «туалет будущего», который, анализируя экскременты, сообщает о проблемах со здоровьем через Internet. Футуристический туалет назван VIP (Versatile Interactive Pan). Он оснащен сиденьем, которое «активируется» с голоса, слив работает автоматически. Эксперты отмечают, что унитаз не менялся с момента его создания. «Туалет будущего» же не только проанализирует здоровье, но и скорректирует рацион питания. Если, к примеру, человек страдает от запора, то туалет отправит в местный супермаркет заказ на фасоль или бобы. Продукты доставят в тот же день. Пока VIP еще не запущен в производство, но есть экспериментальный экземпляр. Его передали в Gladstone Pottery Museum, на территории которого открылся музей туалета. По прогнозам через пять футуристический туалет можно будет купить в магазине.
Чем дальше до нужника
и свинарника, тем лучше.
(Корейская пословица)
Еще в сеульском дворце Кёнъбоккун (Корея) после его восстановления и пере-стройки, произведённой в середине XIX века, насчитывалось 28 туалетов. Впрочем, предназначались они только для придворных и прислуги, ведь ни король, ни королева обычными туалетами не пользовались. В их распоряжении были особые переносные стульчаки, за которые отвечали специальные слуги. По внешнему виду эти стульчаки представляли из себя невысокие прямоугольные ящики с овальным отверстием в крышке, и без передней стенки. Перед использованием в ящик ставился медный горшок.
Туалет был частью корейского дома с незапамятных времён. Даже в те далёкие века, когда подавляющее большинство жителей иных стран спокойно бегало «по нужде» в хлев или на огород, корейские крестьяне, не говоря уж о лицах высших сословий, как правило, могли отправиться в свой домашний туалет. Возможно, у этого обстоятельства есть вполне рациональное объяснение: в Корее, как и в большинстве стран Дальнего Востока, содержимое выгребных ям использовалось как ценное удобрение на полях, поэтому и относились к нему бережно, ведь органических удобрений на Дальнем Востоке хронически не хватало.
На острове Чечжудо (между Кореей и Японией) туалетов не было, а по нужде местные жители ходили в свинарник. При этом приходилось брать с собой специальную палку, которой полагалось отгонять особо наглых свиней. Эта палка и свинарник-нужник сейчас воспринимаются как часть неотъемлемая часть "чечжудоской экзотики" и часто упоминаются во всяческих шутках.
Туалетная тема в Китае, не в пример родной культуре, прошла через всю историю литературы. Широкое хождение имела легенда о туалетном духе – Цзы-гу – наложнице, доведенной до самоубийства в отхожем месте ревнивой старшей женой. Китайские туалеты уходят своими корнями в глубокую древность. В словаре «Шо вэнь цзе цзы» содержится следующее его толкование: «Древнее и современное написание иероглифа, означающего отхожее место». Нередки упоминания о том, как в китайских туалетах спасались от смерти во время бунтов и мятежей, забираясь под прикрывающую выгребную яму доску. А великий поэт и политический деятель Оуян Сю (XI в.) писал, что лучшие свои произведения создал, сидя в туалете.
Туалет как зеркало души
На сегодняшний день уже ясно, что общественное место нуждается в обществен-ном внимании, подкрепленном мнением общественно признанных авторитетов. Например, в Петербурге уже готовится конкурс на лучший туалет, к чему решено привлечь режиссера Михалкова-Кончаловского, который любит говорить о том, что «об уровне цивилизованности наций можно судить по состоянию общественных туалетов».
Хотя, как известно, все берет начало в Москве. Там «театр начинается с вешалки, а ночной клуб – с туалета». Оказывается, что традиционная функция клозета далеко не самая важная. В клубном туалете можно покурить, подумать о вечном. Здесь флиртуют, заводят бой-френдов и пассий. Для кого-то – это очаг, поддерживающий душевное тепло. Например, в клубе "Третий путь” очень «домашний» клозет. В самом центре Москвы – маленький остаток старой доброй коммуналки. На стенах – какие-то милые надписи и вырезки из газет и журналов. В какой квартире вам придет в голову спрашивать, где здесь мужской или женский сортир? Здесь две небольших кабинки, но мужчины и женщины стоят в одной очереди. А пока стоят, смотрят концерт в соседнем зале (он виден из коридорчика) или беседуют о постмодернизме 90-х годов двадцатого столетия. Потому что «туалет – это еще и информационный мост между людьми» (выдержка из московской газеты).
Но это еще не все, на что способны россияне: «То, как выполнен дизайн туалета и насколько была свободна фантазия художника, трудившегося над унитазами, раковинами, смывными бачками, стенами и зеркалами, может дать отличное представление о хозяевах заведения и о том, как к вам будут относиться в этом клубе. Сидя на унитазе-троне, облокотившись о мягкие поручни, очень удобно думать о бренности существования, как бы возвышаясь над рутиной... "Ой, какие у меня роскошные розы на унитазе! А у тебя?” - "Да что ты, какие розы? У меня тут кругом колючая проволока!”
В клубе «Дом Кукера» туалет является примером настоящей заботы о ночных клубных жителях. Здесь работает автоматическая прачечная самообслуживания. Вы снимаете с себя испачканное платье, несвежую рубашку, грязные носки и закладываете в стиральную машину, опустив при этом жетон – плату за стирку. Сами накидываете плед, который лежит на кресле-качалке у камина, берете виски и отплясываете под шаманские бубны на этнической дискотеке. Ваша одежда сама стирается и сушится. Приблизительно через час вы достаете свое добро в самом идеальном виде и понимаете, что жизнь удалась.
А для дневных жителей на московских тротуарах появились передвижные музы-кальные туалеты. Здешний сервис позволяет не только справить нужду, но и побриться, утолить жажду водой отличного качества, узнать свой вес, почистить одежду, купить в автомате презервативы, а также выбрать понравившуюся мелодию и отправить под ее звуки естественные потребности организма.
Кстати, новозеландская газета сообщила об оригинальной находке, сделанной корреспондентом. Тот обнаружил сайт в Интернете, на котором опубликован список общественных туалетов Новой Зеландии, наиболее подходящих для занятий сексом. На сайте также еженедельно выбирается туалет-победитель (т. е. наиболее подходящий для вышеуказанных занятий).
Реклама в туалетах
Не имея возможности увековечить себя способами, предлагаемыми цивилизацией, многие оставляют записи на стенах туалетов. Нельзя не проникнуться уважением к такому способу поддерживать связь времен, так как эта традиция уходит корнями в глубь веков и идет еще от первобытного человека, первым открывшего возможность выразить свою неповторимую индивидуальность, накарябав что-нибудь угольком на стенах пещеры. Не вызывает и тени сомнения факт, что туалет является первым местом для «пробы пера» всех будущих талантливых художников, стихотворцев и остряков. Ведь нет другого места на свете, где человек настолько свободен в своих помыслах и проявлениях. Поэтому посещение кабинок зачастую утоляет и информационный голод. Этим-то и воспользовались в России, просчитав, что стоимость размещения рекламы на внутренней стене кабинки в 2,5 раза выше, чем на стикере рядом с писуаром или умывальником. Там считают, что финансовая емкость туалетно-рекламного рынка значительно превышает 500 тысяч долларов в год. Почему в туалетах? Потому, что путешествующий полтора часа по улицам и набережным Петербурга в поисках уборной и добравшийся наконец до заветного места, торопиться не будет, а все сделает обстоятельно. Когда цель посещения заведения уже достигнута, человек почти непременно придет в благодушное настроение и начнет удовлетворять потребность информационные. Вообще же первая реклама в общественном туалете появилась в Нью-Йорке на Манхеттене в 1939 году. Возможно, и у нас скоро начнут воплощаться в жизнь доходные идеи, в связи с чем (как причина или как финансовое следствие) облагородятся те места, которые мы стараемся посещать как можно реже и ненадолго.
- В Харькове совсем ничего не предпринимается для облегчения этой участи, - подводит итоги Екатерина Пожарова. – Да, на городских праздниках ставят мобильные туалеты. Но, как правило, это самые дешевые кабинки, без света и оборудования для мытья рук, без обработки воздуха, которая омрачает радость посещения. В таких кабинах должно быть квалифицированное обслуживание, а, как правило, их ставят люди, имеющие свободные средства, но потерявшие работу по специальности, и в этой области не имеющие необходимых навыков и знаний. Так что порой такие хозяева дискредитируют саму идею мобильного туалета, ставя во главу угла только зарабатывание денег. Так было на спуске возле Покровского монастыря. Так будет происходить в ближайшем будущем. Необходимы знания, как пользоваться дезинфекционными средствами, правильно эксплуатировать туалет, иметь элементарные навыки общения.
Когда-то обязательно в нашем городе будут стоять туалеты, служащие не столько как клозеты, сколько как украшения улиц. В них будет протекать жизнь подобно тому, как она проходит в других общественных местах. Почему бы и нет? В конце концов, в Тайване в туалете города Тайчунга произошло замечательное событие, которое перевернуло у многих представление об узкофункциональности уборной. Здесь состоялась… свадьба, во время которой Чиу и Ли клялись в верности друг другу среди унитазов. Они познакомились здесь же во время строительства уборной. И кто скажет, что справлять свадьбу на горной вершине более экзотично?
Разруха начинается тогда,
когда граждане писают мимо унитаза".
(М. Булгаков, «Собачье сердце»)
(М. Булгаков, «Собачье сердце»)
История канализации одинаково беспристрастно хранит сведения о роскошных уборных (фриках) Древнего Рима, которые служили местом встреч и бесед под журчание сливных ручьёв, и о ночных горшках парижан в XII веке, содержимое которых выплёскивали на улицу, в лучшем случае с криком «Gare I' eau!» («Осторожно, вода!»). Общеобразовательный же курс истории включает в себя скупую и поверхностную информацию о туалетной цивилизации с оттенком пренебрежения. Однако данная физиологическая потребность наравне с голодом и жаждой является для человека самой значимой. Но если современный потребительский рынок заботливо предлагает утолить нам потребность в еде или питье, то в сфере туалетных услуг, увы, многие элементарные потребности граждан не учитываются вообще. Где, например, на улице наши милые дамы при необходимости могут воспользоваться советом телерекламы, предлагающей, извините, гигиенические прокладки?
Наиболее ощутимым этот недостаток становится, когда хочется посидеть с друзьями на скамейке жарким летним вечером и попить пива. Если на улице стемнело, то в родном парке каждый кустик знаком. Он, словно Яблонька из сказки «Гуси-лебеди», готов прикрыть от внешнего мира изнемогающих от жажды удовлетворить физиологическую потребность. Правда, здесь подстерегает опасность встречи с правоохранительными органами, которые сами, посещая туалеты, руководствуются негласным правилом «Родина заплатит», хотя, на самом деле, по закону, бесплатное посещение могут позволить себе только ветераны войны. Впрочем, чтобы утешить читателей, расскажу о том, что Лондонская Национальная галерея тоже долгое время подвергалась жесточайшим террактам со стороны мужчин, ожидающих автобуса после посещения рядом находящегося ночного клуба. И поскольку национальное достояние источало ужасный запах даже днем, то теперь по пятницам к стенам Национальной галереи прикрепляются мобильные писсуары, а в понедельник утром снимаются. По подсчетам экспертов, эта находка спасает здание от продукции жизнедеятельности более, чем 1500 человек.
Вот в Германии беспокоятся о здоровье. Никто никогда не оштрафует человека, которому приспичило сходить в кусты. Всем понятно, что тот, кого припечет, найдет, куда сходить. А вот Австралийский фонд помощи людям, страдающим энурезом, разработал проект создания электронной карты общественных туалетов. Карта будет содержать всю информацию о том, где находятся общественные туалеты, время их работы и наличие в туалетах кабинок для инвалидов. Разработчики карты собираются сделать аналогично гостиничному рейтинг туалетов по их чистоте, безопасности, удобствам. Карту можно будет посмотреть в Интернете, поэтому, путешествуя, человек будет обеспечен необходимой информацией. Федеральное правительство Австралии поддержало эту идею и выделило на разработку проекта около 1,5 миллионов австралийских долларов. Правительство считает, что электронная карта туалетов поможет не только людям, страдающим недержанием, но и родителям маленьких детей, пожилым людям и путешественникам.
У нашего же человека общественный туалет крепко ассоциируется с подъездами домов, подворотнями, свалками, автобусными остановками, торговыми рядами, зарослями кустов и одиноко стоящими деревьями. Когда «придавит», поиск идет быстро и решительно, согласно стандартному мышлению. И эта сторона нашего поведения долго еще будет оставаться вынужденным признаком бескультурья и неуважения к окружающим. Если же предусмотрительно вы расположились близ какого-либо ВУЗа или учреждения, то какое-то время можно не волноваться. Правда, когда к вечеру коридоры редеют, автоматически повышается бдительность дежурных, которые, основываясь на непревзойденном чутье и многолетнем опыте, безошибочно вычисляют, кто, куда и зачем идет. Есть еще спасительные «макдональдсы», посещение туалетов которых является столь приятным времяпрепровождением, что в особенности женская часть города не лишает себя удовольствия задержаться в столь достопримечательном месте, чтобы повертеться перед зеркалом и поболтать с подругой. Именно этот факт, а не желание сопутствующего заработка, привело к тому, что в «Маке» ……. туалет теперь платный, ведь проходимость ресторана намного превышает пропускную способность его санузла. А вот на улице Пушкинской нет вообще ни одного туалета! И тогда необходимо бежать в парк Шевченко, где располагается единственный общественный туалет на всю округу. Со-гласно же "Санитарным правилам устройства и содержания общественных уборных” радиус обслуживания общественных уборных в городах не должен превышать 500-700 м. Да, у нас есть туалеты в кафе или организациях, предлагающие услуги общественности. Но у них нет, что называется, торгового знака, то бишь указателя или условного обозначения. Даже главный туалет в парке Шевченко в темноте ищется только по направлению протянутой руки главного памятника города.
Я ругаюсь и буду упорно
Проклинать вас хоть тысячу лет,
Потому что хочу в уборную,
А уборных в России нет.
(С. Есенин)
Об естественных нуждах мы не говорим ни за столом, ни с противоположным полом, ни на работе. Считаем, что лучше продемонстрировать свои общеобразовательные познания, как политика, экономика, наука, литература. А вот разобраться в самом насущном вопросе то ли воспитание не позволяет, то ли смелости не хватает. А, может быть, поэтому у нас нет приличных заведений для естественной надобности? Мы строим шикарные банки. Растут настоящие дворцы. А мы не можем решить элементарную проблему – обеспечить людей заведениями, куда бы они могли зайти по потребности.
Есть над чем поразмыслить городской администрации. Ведь речь не только о городских празднествах, во время проведения которых возникает целая проблема с туалетами. Общественных ватерклозетов городу не хватает.
- В центре Харькова проживает 650 тысяч человек, - анализирует ситуацию Екатерина Пожарова, студентка архитектурного факультета ХИСИ, автор бакалавра на тему «Туалеты в инфраструктуре гигиены городского образа жизни». - Даже по самым старым и скромным нормам 1975 года пропорция общественного туалетного прибора (читай: очка) к населению должна составлять 1:1000. Эти нормы, кстати, с годами не изменились. В центре же Харькова, если не считать «Макдональдсы» и другие учреждения общепита, насчитывается всего 135 туалетных приборов, то есть в 5 раз меньше, чем положено для регулярного физиологического опорожнения граждан. Всего в 1,6-миллионном городе 106 туалетов. Даже при несуществующем среднем количестве 10 туалетных приборов в одном клозете, пропорция составляет 1:1500.
На 1999 год в Харькове было зарегистрировано 64 платных общественных туалета и 28 бесплатных. Цифра не так утешительна, если учесть, что в их число включены туалеты ведомственные, например, в зоопарке. Понятно, что мало кто купит билет в зоопарк, чтобы облегчить участь своего кишечника или мочевого пузыря. Почему же люди должны терять свое человеческое достоинство, бегая по кустам и подворотням?
- У нас не так мало заброшенных подвалов, где можно оборудовать уборные вместе с теми же «секондами»? – рассуждает Екатерина. - На той же Пушкинской они находятся в каждом подвале, но даже руки помыть после обработанной хлором одежды негде. Куда смотрит городская санэпидемстанция? Как объясняют чиновники, строительством стационарных туалетов или установкой мобильных заниматься никто не хочет, не имея гарантии, что они окупятся.
Странный подход, если учесть, что рентабельность общественных туалетов прямо пропорциональна рентабельности учреждений общепита, а при крайней необходимости человек воспользуется туалетной услугой любого качества. Еще с пеленок малышей приучают к горшку. Едва родившись, в семье нас приобщают к цивилизованному туалету. А позже приходится возвращаться к привычке «ходить под себя». Имеется в виду, что отношение любой культуры к продуктам распада, возникающим в результате жизнедеятельности человеческого организма, равно как и к самой процедуре очищения от этих продуктов, совершенно определенно является неким показателем уровня развития данной культуры. Если человек здоров и не страдает ярко выраженной патологией, типа энуреза или энкопреза, и при этом ходит, что называется, «под себя», то последнее является показателем уровня его культурного развития. А если в каком-либо культурном центре страны отдельные граждане привыкли мочиться в парадных своего города, то этот факт также служит показателем уровня культурного развития, но уже не конкретного человека, а общества в целом. Так что, этот критерий нецивилизованности останется в Украине своеобразной визитной карточкой. Но, как мне кажется, лишь до тех пор, когда услуги туалетов станут максимально доступными. Понятно, что проще натянуть трос на участке дороги, поставить перед ним указатель «Остановка запрещена» и собирать по гривне с водителей автомобилей. Ведь в нашей быстроменяющейся ситуации предприимчивые граждане предпочитают «урвать кусок» поскорее, чем начинать основательное дело.
- На заметку предпринимателям отмечу следующее, - говорит Екатерина Пожарова, - в России уже установили, что потребительский рынок Москвы включает в себя 15 млн. граждан, из которых не менее 3 млн. человек в будние дни и около 6-8 млн. человек в выходные и праздничные дни испытывают (иногда - неоднократно) потребность в общественном туалете. Цифры общероссийского туалетного рынка впечатляют еще больше: из 70 млн. граждан общественный туалет в будние дни желают посетить 22 млн. человек и до 45 млн. человек - в выходные и праздничные дни. Если же говорить о вандализме, который, наверняка, станет преследовать хрупкие строения, то это необходимо учитывать, как этап привыкания. Когда устанавливались стеклянные остановочные комплексы, многие не зря полагали, что за короткий срок они будут разрушены. Так что эта судьба неминуема в Украине и для мобильных туалетов. В России это проблемой уже не является.
В общественных туалетах не учитывается
одна из самых значимых человеческих потребностей
– потребность в самоуважении.
Если следовать мировой логике, то туалет - это не только то место, где справляют нужду, но и место, где приводят в порядок внешний вид, пользуются предметами личной гигиены, получают элементарные медицинские услуги и т.д. «Злоупотребление» же этой информацией привело к тому, что в Москве на Курском вокзале в платном туалете висит угрожающее предупреждение «Запрещается мытье головы, ног, обуви, стирка белья», обещающее закончиться штрафом. А вот американский общественный туалет предоставляет до 20 видов дополнительных услуг.
Но не только в Америке. Например, в Минске туалет по улице Киселева уже сравнивают с Домом быта. Ведь здесь, кроме того, чтобы справить нужду, еще можно:
- принять душ (30 минут – 10 000 рублей);
- поутюжить белье (15 минут пользования утюгом – 5 000 рублей);
- почистить ботинки (пользование обувной щеткой – 1 000 рублей);
- почистить верхнюю одежду (щетка для одежды стоит столько же, сколько и обувная);
- пришить пуговицу, зашить дыру на одежде (выдача нитки с иголкой обходится клиенту всего в 200 рублей).
- Большинство наших стационарных туалетов построено по проектам 30-50х годов, - продолжает рассказ о своих исследованиях Екатерина. - В них, естественно, не учтены мировые достижения в области санитарии за последние 50 лет. Они занимают большие площади и потребляют много тепла и воды. В связи с высокой арендной платой и платой за коммунальные услуги такие туалеты убыточны, даже при повышении расценок на их посещение. К тому же потоки людей и места их скоплений за последние десятилетия сильно изменились, поэтому, как правило, туалеты расположены вдали от общественных мест. В них как правило отсутствует современное оборудование и расходные материалы, а санитарная обработка производится «дедовскими методами» (например при дезинфекции традиционно используются растворы на основе хлорной извести, которым сопутствует постоянный резкий запах в туалете). Согласно «Санитарным правилам» в любом общественном туалете, независимо от того, платный он или нет, должно быть мыло, бумажные полотенца (по последним нормам, даже электросушители не должны использоваться, так как они переносят бактерии), туалетная бумага. Даже в платных туалетах эти нормы не выполняются. Ну, и уж совсем наивно мечтать о скамеечке или столе, на который можно было бы положить вещи во время мытья рук, если не существует элементарных удобств, в которых нуждаются инвалиды или мамы с детьми. Хотя в других странах к состоянию уборных относятся очень внимательно.
WC как зеркало культуры
Характерной особенностью корейского речевого обихода является отсутствие столь привычной для нас всех табуированной лексики, связанной с туалетом и «есте-ственными потребностями». Например, нет никакого фарса в том, что в одном их эпизодов корейского телевизионного сериала «Искры» героиня размышляет о своей несчастной любви, уединившись в туалетной кабинке.
Вообще отношение к «туалетной тематике» в Корее очень спокойное. Во время лекции студентка может не просто попроситься «в туалет», но заодно и с обезоруживающей откровенностью сообщить преподавателю, с какой именно конкретной целью она туда идет. А молодой человек на свидании может пожаловаться своей девушке на внезапно случившийся с ним понос с той же спокойной естественностью, с какой его европейский сверстник упомянул бы о головной боли.
Еще одним следствием относительной нетабуированности туалетной тематики стало то, что проблемы туалетов широко и безо всякого смущения обсуждаются на страницах корейской прессы. В августе 1999 года была даже создана Корейская Ассоциация культуры туалетов. Начатая Ассоциацией кампания за усовершенствование корейских туалетов получила широкое отражение в средствах массовой информации, которые сообщают о многообразной деятельности Ассоциации без тени иронии. Корейский журналист может, не рискуя стать объектом насмешек, предаваться на страницах газеты туалетно-архитектурным мечтаниям: «А если превратить туалеты... в места со своим стилем и темой? Если в каждом районе в оформлении туалетов будет своя тема, это надолго сохранится в памяти, да и впечатление от района станет лучше... А если, скажем, в туалетах на улице Тэхакно (район театров и концертных залов) размещать афиши о концертах?»
Об отсутствии традиционного для западной культуры отношения к туалету как к чему-то ритуально нечистому и, так сказать, "стыдному", свидетельствует и тот факт, что религиозные организации, например, не видят ничего зазорного в том, чтобы вывешивать свои листовки и цитаты из Нового Завета прямо над писсуарами или на дверках туалетных кабинок. Зачастую там же можно почитать и плакаты госбезопасности, которые напоминают о вездесущих северокорейских шпионах, призывают к бдительности и обещают немалое вознаграждение за подтвердившийся донос на иностранного лазутчика.
Со спокойным отношением к туалетной тематике, видимо, связано и то, что во многих небольших офисных строениях не существует разделения на мужские и женские туалеты. В небольшом помещении находится раковина и писсуар, а дальше - одна или две кабинки. Женщины спокойно проходят в кабинки, не обращая особого внимания на стоящих у писсуара и занятых своим делом мужчин. Попадаются даже туалеты (с Сеуле на станции метро Тонъчжак, например), где эта двери в туалет... стеклянные, так что через неё можно спокойно увидеть многое из того, что происходит внутри.
В последние годы в богатых домах Кореи всё чаще встречаются электронные многофункциональные унитазы. Стоит такое удовольствие от 400 до тысячи долларов. Такой унитаз, в частности, автоматически моет филейные части владельца. Температура воды и интенсивность всего процесса могут регулироваться. Особенность же всех корейских туалетов – практически обязательное наличие фотоэлементов, которые, обнаружив, что клиент отошел в сторонку, автоматически промывают писсуар.
Северокорейские власти экономят на коммунальных службах, и значительная часть тех обязанностей, которые в других странах исполняются всяческими муниципальными учреждениями, в Северной Корее возложена на население. В частности, в Стране Чучхе нет дворников: уборку городов ведут неработающие тетушки, которых на эти работы направляет по специальной разнарядке "совет квартала". Так же организован и вывоз содержимого выгребных ям. Профессиональных ассенизаторов в Северной Корее тоже нет, и их обязанности опять-таки по очереди выполняют неработающие женщины средних лет. Они отвечают и за собственно очистку туалетов в своем квартале, и за последующий вывоз "органического удобрения" на поля (за каждым кварталом закреплен свой подшефный сельхозкооператив).
Сегодня туалетов в Южной Корее больше, чем в любой другой стране. Найти общественный туалет в городе легко не только потому, что их много, но и потому, что на глаза часто попадаются специальные таблички, которые указывают где же находится ближайший общедоступный туалет. В метро на этих табличках всегда указывается и расстояние до туалета с умилительной точностью: 28 или 126 метров (никогда не «30» или «120»). В городах поменьше, где нет ни метро, ни небоскребов, ни подземных торговых галерей туалет можно найти на автостанции, на рынке, в большинстве столовых и некоторых чайных. Все туалеты в Корее - бесплатные, но при этом поддерживаются в чистоте. В туалетах поновее из скрытых под потолком репродукторов звучит классическая музыка, а у входа могут стоять горшочки с цветами! Сама идея платного туалета кажется корейцам дикой, и из-за этого они временами попадают в непростое положение за границей.
В Пекине же, который готовится стать местом проведения Олимпиады 2008 года, власти китайской столицы начали подготовку с… реконструкции общественных туалетов. Через несколько лет гости Пекина, наверняка, смогут насладиться четырех- и пятизвездочными туалетами. Городские власти определили 452 общественных туалета в 305 местах, где чаще всего появляются туристы. Именно эти туалеты подвергнуться реконструкции. Они будут подразделяться на 58 категорий, в зависимости от декора и предоставляемых услуг. Например, самые шикарные пятизвездочные туалеты будут отделаны гранитом и снабжены автоматическим спуском. Во время «сеанса» посетителей будет радовать классическая музыка. Например, в Пекине, в районе Хайдянь на улицах довольно много туалетов, раскрашенных пестро, с выдумкой, двери их поражают воображение своей формой и манят зайти внутрь – дверь может быть в форме бутылки от «Кока-колы», может быть круглой, а может и – совершенно обыкновенной. Такой туалет трудно не заметить.
Пекин вообще поражает любовью к туалетам и их обилием. В пекинской гостинице «Shangri-La» туалет снабжен туалетным боем в униформе отеля, который находится там постоянно. Когда вы входите туда, мальчик приветствует вас на чистом английском языке и выражает радость оттого, что вы его посетили. Далее он интересуется, какую потребность вы пришли удовлетворить, и проводит вас к соответствующему устройству. Пока вы находитесь в кабинке, он пытается развлекать вас разговором о городе Пекине и его достопримечательностях; он интересуется, побывали ли вы в Императорском дворце, в мавзолее Мао Цзэ-дуна и бывает весьма огорчен, если вы всего этого не посетили. Вы можете, помимо всего прочего, получить не только крайнее удовлетворение, но и массу полезной информации. Кроме того, бой помогает вам вымыть руки и предлагает что-нибудь почистить, а также купить карты города и прочую ерунду и провожает вас до двери, которую предусмотрительно распахивает, и вы выходите под возглас «Приходите еще!».
Неудивительно, что нации, так заботящиеся о высокой производительности труда, придумали «бистро» и обеды в офис. Когда экономить время на трапезе стало уже невозможным, очередь дошла и до туалетов, поскольку задержка в общественных уборных приводит к неудобствам в работе. Например, в одной японской фирме изобретателю косого и жутко неудобного унитаза была вручена премия за то, что при его внедрении в уборные общая производительность труда увеличилась на 3%. А в Корее в туалетах офисов среди низких туалетных приборов можно обнаружить всего один унитаз для сослуживцев, восседая на котором можно работать, не отрываясь от производства. Кстати, западные унитазы появились в Корейских туалетах лишь недавно, но большинство корейцев предпочитает в общественных и служебных уборных иметь дело с японскими унитазами, не без оснований считая, что они - гигие-ничнее, ведь на них не надо садиться.
В России прообраз современного унитаза появился в 80-х годах XIX века, вскоре после его изобретения. А в этом году 19 ноября унитаз отпраздновал свой 120-летний юбилей.
Авторство важнейшего атрибута нашей жизни принадлежит Томасу Крэпперу, запатентовавшему U-образную систему сливного бачка в конце 19 века и устанавливавшему туалеты для самой королевы Виктории. Но совсем недавно Китай, претендующий на авторство самых разнообразных вещей, развенчал притязания Великобритании и на это изобретение, поскольку в могиле императора, принадлежавшего к западной династии Хан (1 век до н. э.) археологи обнаружили туалет: каменное сиденье с удобными подлокотниками и специальным резервуаром, подававшем проточную воду для слива.
Впрочем, Великобритании все равно будет, чем гордиться. Здесь уже разработали «туалет будущего», который, анализируя экскременты, сообщает о проблемах со здоровьем через Internet. Футуристический туалет назван VIP (Versatile Interactive Pan). Он оснащен сиденьем, которое «активируется» с голоса, слив работает автоматически. Эксперты отмечают, что унитаз не менялся с момента его создания. «Туалет будущего» же не только проанализирует здоровье, но и скорректирует рацион питания. Если, к примеру, человек страдает от запора, то туалет отправит в местный супермаркет заказ на фасоль или бобы. Продукты доставят в тот же день. Пока VIP еще не запущен в производство, но есть экспериментальный экземпляр. Его передали в Gladstone Pottery Museum, на территории которого открылся музей туалета. По прогнозам через пять футуристический туалет можно будет купить в магазине.
Чем дальше до нужника
и свинарника, тем лучше.
(Корейская пословица)
Еще в сеульском дворце Кёнъбоккун (Корея) после его восстановления и пере-стройки, произведённой в середине XIX века, насчитывалось 28 туалетов. Впрочем, предназначались они только для придворных и прислуги, ведь ни король, ни королева обычными туалетами не пользовались. В их распоряжении были особые переносные стульчаки, за которые отвечали специальные слуги. По внешнему виду эти стульчаки представляли из себя невысокие прямоугольные ящики с овальным отверстием в крышке, и без передней стенки. Перед использованием в ящик ставился медный горшок.
Туалет был частью корейского дома с незапамятных времён. Даже в те далёкие века, когда подавляющее большинство жителей иных стран спокойно бегало «по нужде» в хлев или на огород, корейские крестьяне, не говоря уж о лицах высших сословий, как правило, могли отправиться в свой домашний туалет. Возможно, у этого обстоятельства есть вполне рациональное объяснение: в Корее, как и в большинстве стран Дальнего Востока, содержимое выгребных ям использовалось как ценное удобрение на полях, поэтому и относились к нему бережно, ведь органических удобрений на Дальнем Востоке хронически не хватало.
На острове Чечжудо (между Кореей и Японией) туалетов не было, а по нужде местные жители ходили в свинарник. При этом приходилось брать с собой специальную палку, которой полагалось отгонять особо наглых свиней. Эта палка и свинарник-нужник сейчас воспринимаются как часть неотъемлемая часть "чечжудоской экзотики" и часто упоминаются во всяческих шутках.
Туалетная тема в Китае, не в пример родной культуре, прошла через всю историю литературы. Широкое хождение имела легенда о туалетном духе – Цзы-гу – наложнице, доведенной до самоубийства в отхожем месте ревнивой старшей женой. Китайские туалеты уходят своими корнями в глубокую древность. В словаре «Шо вэнь цзе цзы» содержится следующее его толкование: «Древнее и современное написание иероглифа, означающего отхожее место». Нередки упоминания о том, как в китайских туалетах спасались от смерти во время бунтов и мятежей, забираясь под прикрывающую выгребную яму доску. А великий поэт и политический деятель Оуян Сю (XI в.) писал, что лучшие свои произведения создал, сидя в туалете.
Туалет как зеркало души
На сегодняшний день уже ясно, что общественное место нуждается в обществен-ном внимании, подкрепленном мнением общественно признанных авторитетов. Например, в Петербурге уже готовится конкурс на лучший туалет, к чему решено привлечь режиссера Михалкова-Кончаловского, который любит говорить о том, что «об уровне цивилизованности наций можно судить по состоянию общественных туалетов».
Хотя, как известно, все берет начало в Москве. Там «театр начинается с вешалки, а ночной клуб – с туалета». Оказывается, что традиционная функция клозета далеко не самая важная. В клубном туалете можно покурить, подумать о вечном. Здесь флиртуют, заводят бой-френдов и пассий. Для кого-то – это очаг, поддерживающий душевное тепло. Например, в клубе "Третий путь” очень «домашний» клозет. В самом центре Москвы – маленький остаток старой доброй коммуналки. На стенах – какие-то милые надписи и вырезки из газет и журналов. В какой квартире вам придет в голову спрашивать, где здесь мужской или женский сортир? Здесь две небольших кабинки, но мужчины и женщины стоят в одной очереди. А пока стоят, смотрят концерт в соседнем зале (он виден из коридорчика) или беседуют о постмодернизме 90-х годов двадцатого столетия. Потому что «туалет – это еще и информационный мост между людьми» (выдержка из московской газеты).
Но это еще не все, на что способны россияне: «То, как выполнен дизайн туалета и насколько была свободна фантазия художника, трудившегося над унитазами, раковинами, смывными бачками, стенами и зеркалами, может дать отличное представление о хозяевах заведения и о том, как к вам будут относиться в этом клубе. Сидя на унитазе-троне, облокотившись о мягкие поручни, очень удобно думать о бренности существования, как бы возвышаясь над рутиной... "Ой, какие у меня роскошные розы на унитазе! А у тебя?” - "Да что ты, какие розы? У меня тут кругом колючая проволока!”
В клубе «Дом Кукера» туалет является примером настоящей заботы о ночных клубных жителях. Здесь работает автоматическая прачечная самообслуживания. Вы снимаете с себя испачканное платье, несвежую рубашку, грязные носки и закладываете в стиральную машину, опустив при этом жетон – плату за стирку. Сами накидываете плед, который лежит на кресле-качалке у камина, берете виски и отплясываете под шаманские бубны на этнической дискотеке. Ваша одежда сама стирается и сушится. Приблизительно через час вы достаете свое добро в самом идеальном виде и понимаете, что жизнь удалась.
А для дневных жителей на московских тротуарах появились передвижные музы-кальные туалеты. Здешний сервис позволяет не только справить нужду, но и побриться, утолить жажду водой отличного качества, узнать свой вес, почистить одежду, купить в автомате презервативы, а также выбрать понравившуюся мелодию и отправить под ее звуки естественные потребности организма.
Кстати, новозеландская газета сообщила об оригинальной находке, сделанной корреспондентом. Тот обнаружил сайт в Интернете, на котором опубликован список общественных туалетов Новой Зеландии, наиболее подходящих для занятий сексом. На сайте также еженедельно выбирается туалет-победитель (т. е. наиболее подходящий для вышеуказанных занятий).
Реклама в туалетах
Не имея возможности увековечить себя способами, предлагаемыми цивилизацией, многие оставляют записи на стенах туалетов. Нельзя не проникнуться уважением к такому способу поддерживать связь времен, так как эта традиция уходит корнями в глубь веков и идет еще от первобытного человека, первым открывшего возможность выразить свою неповторимую индивидуальность, накарябав что-нибудь угольком на стенах пещеры. Не вызывает и тени сомнения факт, что туалет является первым местом для «пробы пера» всех будущих талантливых художников, стихотворцев и остряков. Ведь нет другого места на свете, где человек настолько свободен в своих помыслах и проявлениях. Поэтому посещение кабинок зачастую утоляет и информационный голод. Этим-то и воспользовались в России, просчитав, что стоимость размещения рекламы на внутренней стене кабинки в 2,5 раза выше, чем на стикере рядом с писуаром или умывальником. Там считают, что финансовая емкость туалетно-рекламного рынка значительно превышает 500 тысяч долларов в год. Почему в туалетах? Потому, что путешествующий полтора часа по улицам и набережным Петербурга в поисках уборной и добравшийся наконец до заветного места, торопиться не будет, а все сделает обстоятельно. Когда цель посещения заведения уже достигнута, человек почти непременно придет в благодушное настроение и начнет удовлетворять потребность информационные. Вообще же первая реклама в общественном туалете появилась в Нью-Йорке на Манхеттене в 1939 году. Возможно, и у нас скоро начнут воплощаться в жизнь доходные идеи, в связи с чем (как причина или как финансовое следствие) облагородятся те места, которые мы стараемся посещать как можно реже и ненадолго.
- В Харькове совсем ничего не предпринимается для облегчения этой участи, - подводит итоги Екатерина Пожарова. – Да, на городских праздниках ставят мобильные туалеты. Но, как правило, это самые дешевые кабинки, без света и оборудования для мытья рук, без обработки воздуха, которая омрачает радость посещения. В таких кабинах должно быть квалифицированное обслуживание, а, как правило, их ставят люди, имеющие свободные средства, но потерявшие работу по специальности, и в этой области не имеющие необходимых навыков и знаний. Так что порой такие хозяева дискредитируют саму идею мобильного туалета, ставя во главу угла только зарабатывание денег. Так было на спуске возле Покровского монастыря. Так будет происходить в ближайшем будущем. Необходимы знания, как пользоваться дезинфекционными средствами, правильно эксплуатировать туалет, иметь элементарные навыки общения.
Когда-то обязательно в нашем городе будут стоять туалеты, служащие не столько как клозеты, сколько как украшения улиц. В них будет протекать жизнь подобно тому, как она проходит в других общественных местах. Почему бы и нет? В конце концов, в Тайване в туалете города Тайчунга произошло замечательное событие, которое перевернуло у многих представление об узкофункциональности уборной. Здесь состоялась… свадьба, во время которой Чиу и Ли клялись в верности друг другу среди унитазов. Они познакомились здесь же во время строительства уборной. И кто скажет, что справлять свадьбу на горной вершине более экзотично?
Наталия Еременко
(газ. "Событие", Харьков, 2001)
(газ. "Событие", Харьков, 2001)
Всего комментариев: 0 | |