Есть ли у Бога правая и левая рука?
Недавно прочла книгу Роберта Свободы "По левую руку Бога". Ее можно также назвать "История одного агхори". Более суровой духовной аскезы, чем агхора, видимо, не может предложить никакая другая религия или философия. Жизнь героя книги Вималананды вызывает непреодолимую мистическую тягу к тому, чтобы понять, что движет теми, кто выбрал в качестве духовного пути агхору? Я имею в виду и годы жизни Вималананды, проведенные в одиночестве на дереве в диких джунглях, когда питаться приходилось лишь горькой зеленью, росшей в округе, - такие чудеса физической выносливости, думаю, не по плечу даже знаменитому Голтису. Я имею в виду и садханы,совершаемые верхом на свежем трупе, - мысль о том, что служение Всевышнему может выражаться столь радикальным способом, категорически не укладывается в тщательно выписанную систему ценностей хоть какой культуры. А поедание свежих человеческих мозгов прямо из черепа, вынутого из погребального костра! От одного представления этой картины может стошнить слабонервного читателя. Благо, что в отличие от Жана Поля Сартра или Сорокина автор "По левую руку Бога" не впадает в творческую горячку, детально выписывая все смачные тонкости этого процесса. Щадя эстетическое восприятие читателя, Роберт Свобода пишет, что данный ритуал не имеет ничего общего с каннибализмом - агхори он необходим лишь в редких случаях, чтобы постичь единство и недифференцированность всего сущего. Любовь же садху к своей Великой Богине столь сильна и самоотверженна, что вряд ли будет понятой даже самыми любящими матерями...
Цитируя Роберта Свободу, я замечала, как меняются лица знакомых: ну, зачем впадать в такие крайности? Но, согласитесь, мы можем со своей духовной позиции сколь угодно отвергать и ставить диагнозы агхори, объяснять и анализировать его поведение, даже одобрять и ставить в пример. Эта книга напоминает нам о том, насколько мы разделены со своим высшим Я, с Абсолютом, для которого нет разницы между свежими человеческими мозгами и изыскаными трюфелями, деревом в джунглях и роскошным дворцом. Все разделение - в уме. Но ум непременно требует дать оценку и отсортировать по полочкам: сюда - "приемлемо", а вот сюда - "неприемлемо". И ладно бы, речь шла только о себе - ум хочет решать за все человечество, он-то ЗНАЕТ, каким следует быть миру. Ум всегда готов рассказать Богу, где он "наделал ошибок" И что его левая рука, возможно, не столь хороша, как правая.
Да, духовное эго - коварная штука.
Недавно прочла книгу Роберта Свободы "По левую руку Бога". Ее можно также назвать "История одного агхори". Более суровой духовной аскезы, чем агхора, видимо, не может предложить никакая другая религия или философия. Жизнь героя книги Вималананды вызывает непреодолимую мистическую тягу к тому, чтобы понять, что движет теми, кто выбрал в качестве духовного пути агхору? Я имею в виду и годы жизни Вималананды, проведенные в одиночестве на дереве в диких джунглях, когда питаться приходилось лишь горькой зеленью, росшей в округе, - такие чудеса физической выносливости, думаю, не по плечу даже знаменитому Голтису. Я имею в виду и садханы,совершаемые верхом на свежем трупе, - мысль о том, что служение Всевышнему может выражаться столь радикальным способом, категорически не укладывается в тщательно выписанную систему ценностей хоть какой культуры. А поедание свежих человеческих мозгов прямо из черепа, вынутого из погребального костра! От одного представления этой картины может стошнить слабонервного читателя. Благо, что в отличие от Жана Поля Сартра или Сорокина автор "По левую руку Бога" не впадает в творческую горячку, детально выписывая все смачные тонкости этого процесса. Щадя эстетическое восприятие читателя, Роберт Свобода пишет, что данный ритуал не имеет ничего общего с каннибализмом - агхори он необходим лишь в редких случаях, чтобы постичь единство и недифференцированность всего сущего. Любовь же садху к своей Великой Богине столь сильна и самоотверженна, что вряд ли будет понятой даже самыми любящими матерями...
Цитируя Роберта Свободу, я замечала, как меняются лица знакомых: ну, зачем впадать в такие крайности? Но, согласитесь, мы можем со своей духовной позиции сколь угодно отвергать и ставить диагнозы агхори, объяснять и анализировать его поведение, даже одобрять и ставить в пример. Эта книга напоминает нам о том, насколько мы разделены со своим высшим Я, с Абсолютом, для которого нет разницы между свежими человеческими мозгами и изыскаными трюфелями, деревом в джунглях и роскошным дворцом. Все разделение - в уме. Но ум непременно требует дать оценку и отсортировать по полочкам: сюда - "приемлемо", а вот сюда - "неприемлемо". И ладно бы, речь шла только о себе - ум хочет решать за все человечество, он-то ЗНАЕТ, каким следует быть миру. Ум всегда готов рассказать Богу, где он "наделал ошибок" И что его левая рука, возможно, не столь хороша, как правая.
Да, духовное эго - коварная штука.
Всего комментариев: 0 | |