Коуч - самая востребованная профессия в эпоху кризиса
Меня часто спрашивают: "как я могу стать коучем?" Актуальный вопрос, когда на улице и в умах - то ли весна кризиса, то ли кризис весны.
Коуч - популярная профессия, особенно востребованная в эпоху всенародной депрессии.
Пожалуй, коучи - одни из немногих профессионалов, которые в режиме резкого сокращения кадров и финансирования повысили свой статус и доход.
Кто такие коучи? Как стать коучем? Где обучиться коучингу? И самое главное - где обучиться качественно: так, чтобы не было мучительно больно за неоправданно вложенные средства?
Эти вопросы я попробую осветить ниже. Естественно, исходя из собственных ошибок, опыта и точки отсчета.
Кто такой коуч?
Возможно, вы знаете несколько определений?
Например, "тот, кто много молчит, высказывается в основном междометиями, неожиданно и точно ставит вопросы", или "более, чем консультант+тренер и менее, чем гуру", или "профессионал, который помогает человеку (организации) прийти к большей осознанности, компетентности, эффективности. Быстрей, чем без коуча, достичь намеченных целей в личном, бизнесе и т.д.", или "мастер-собеседник, с которым можно устроить жизнь (карьеру, обучение....) так, что она работает", или "проводник, который берется найти использовать мой ресурс (язык, модель, метафору) для того, чтоб провести меня в моё будущее".
Эти и другие определения так же верны, как спорны. Поэтому давайте посмотрим в глаза истории - и в этом контексте поймем смысл существования и свойства профессионализма коуча.
В начале, пожалуй, таки было слово. Фрейд сделал слово, метафору основным блюдом психоанализа, инструментом измерения и изменения, вычтя из внимания человеческое тело. Лоуэн, Райх, Александер и пр. "телесники", напротив, проакцентировали на кинестетическом, энергетическом, двигательном аспектах нашего существования. Психотерапия развивалась, и между полюсами "ум" - "тело" возникли новые меридианы: драма, гештальт, бихевиоризм, гипноз, позитивный и клиент-центрированный подходы, арт-, лого-, и даже трансперсональный методы.
Некоторые терапевты с набором опыта и разнообразием практики уразумели: стратегии, применяемые к "проблемным" клиентам годятся в той же мере для развития наиболее способных и неординарных личностей. И создали, к примеру, методики обучения одаренных детей, уходящие корнями в практики адаптации детей со спецпотребностями (аутизм, ДЦП) - например, технологии Монтессори. Так же воспитание правополушарных суперспособностей в системе ТРИЗ, мнемонике, методе Сильвы - зеркальное отражение работы с отстающими в развитии. Обнаружились новые полюса науки о развитии ума: "недоразвитость" - "одаренность".
С системной точки зрения, именно парадоксальное соприкосновение крайностей (ум - тело, правое - левое полушария, отставание в развитии - сверхспособности) порождает бурное развитие технологий и методик, даёт новый импульс эволюции знаний и практик на пути роста человеческой осознанности.
Вместе с расщеплением полюсов, уважающие себя и клиента терапевты пришли к эклектике - смешению жанров, форм и методов. Из их среды выделились "прогрессоры", взявшиеся за категорию людей, противоположных "патологии". Эти мастера стали называть себя "практические психологи", или "тренеры".
Тренер должен был впитать в себя - кроме знаний психологии - навыки педагогики и консалтинга, коммуникации и актерского мастерства. В актив были взяты практики Карнеги, театральной психогимнастики, ораторского искусства. По-сути, тренерство стало новой эволюционной ступенькой в сравнении с психотерапией и обучением.
Бурный расцвет тренингов в конце прошлого (ХХ) века обусловлен не только появлением новых вкусов и микс-технологий. Немалую роль сыграли люди: с одной стороны, клиенты, осознавшие преимущества интерактивного образования в противовес академическому - и , с другой стороны, сами тренеры. Эти выдающиеся личности, не подпадающие под прежние стандарты, желали собственного прогресса и совершенствования способностей более, чем научных степеней и статусного признания в форме защищенных (перед кем?!) диссертаций. Для них, тренеров, было ясно: что уровень их сознания уже иной, чем у психологов и учителей. Этот уровень «пиарит» сам себя, и естественно, не может быть измерен колличеством публикаций в нечитаемой литературе.
Кстати, о литературе. Многие тренеры написали книги, ставшие бестселлерами (напр., Козлов и Тарасов у нас, Дилтс, Лири и Прайор у "них"). Эти искрометные творения способствовали прогрессу сознания так же, как работы Ньютона - прогрессу технической мысли. Авторы поделились собственным эволюционным методом, показали иной взгляд на развитие. Взгляд, вобравший в себя предыдущий опыт плюс практики смежных направлений: эзотерики, восточных учений, медитации - вплоть до йоги, дзен, суффийских техник, дао.
Тренинг развивался, как целая отрасль знания о человеке и развитии, и вскоре дал такую порасль личностей, такое ветвление методик, охватил такое разнообразие "заказов" (предприятия, корпорации, творческие группы, развивающие коллективы, отдельные личности), что некоторым тренерам стало ясно: созрели условия для нового эволюционного шага - коучинга.
Как и предыдущий шаг, пререход к технологиям коучинга произошел в результате интеграции личного опыта тренеров и групп. Очень понятно: некоторые мастера пришли к тренингу из психологии, часть занялась тренерством после спортивной карьеры. Кто-то обрел новую роль через опыт режисуры, некоторые имели за плечами путь ведущих арт-коллективов. Иные в прошлом делали карьеру в образовании или консалтинге, другие были продюсерами или шоуменами.
Богатый опыт и успех в конкретной деятельности у людей новой эволюционной формации не может определяться временем одной жизни. Современый темп так велик, что для настоящего развития иногда требуется сменить 5-6 профессий, причем в каждой достичь "звездного" взлета, прожить и завершить эксперименты с собой, получить экспириенс. Таким образом, будущие коучи имели, как ресурс: практику, успех и завершенность в нескольких отраслях.
Например, моя жизнь дала мне возможность достичь цельного опыта в официальной и альтернативной педагогике, раннем развитии детей, спортивном тренерстве, актерском мастерстве, режиссуре, публицистике, дизайне, восточных гимнастиках, и, разумеется, ведении групп - терапевтических, коррекционных, развивающих.
Вот так и произошли из психоаналитиков коучи: посредством попытки следовать бурным эволюционным потоком между сциллой "Я хочу развивать моё уникальное Я разными, новыми, собственными методами" и харибдой "я хочу показать ИМ, как можно научиться двигаться к ИХ целям, счастью, балансу, совершенству". Произошли от смелости - не оглядываться на социопослушное большинство, от любопытства - "а что есть там, где никто не ходил?", от нежной заботы и материнской ответственности за тех, кого приручили.
Подводя итог краткому историческому экскурсу, мы смекаем, что в эпохальном контексте коуч - это результат и инструмент эволюции. Резюме многовекторного пути самосовершенствования, и протогонист развивающих перемен в клиетне.
Как стать коучем?
Не все, разумеется, будут согласны с таким определением.
Консервативная часть народа считает коучами переодетых тренеров или (еще примитивней) консультантов.
Главное, чтоб "бумага писала": мол, коуч. И "шапка" посолидней, плюс печать.
Академисты и менторы производят коучинг из им известного материала: так появляется "коучинг посредством НЛП" или "Гештальт-коучинг".
Известный рекламный трюк: товар, утративший привлекательность, упаковывают в стилистику популярного бренда.
Что же делать "юноше, обдумывающиму житие", или профессионалу, который "учуял" в коучинге необычные возможности? Как обучиться эволюционному коучингу? На что ориентироваться в первую очередь?
Возможно, вы читали книгу Эриха Фромма "Иметь или быть". В этой знаменитой работе философ, социолог и публицист дал, мне кажется, исчерпывающий ответ на вопрос о приобретении смысла, внутренней гармонии и жизненной силы. По утверждению Фромма, бесполезность существования большинства наших современников объясняется стремлением к обладанию чем бы то ни было: любовью, характером, образованием, внешностью, должностью, статусом... В противоположность подходу "я хочу иметь" Фромм назначает формулу "я согласен быть" в состоянии - например, любящего, чувствующего, думающего, танцующего, творящего свой мир.
Не для всех годится такая жизненная позиция? - Да.
Если люди захотят «быть», то куда девать телевидение, рекламу и образование? - Сохранить для большинства "имельцев". Поскольку большинство хочет именно «иметь», и платит за это тем, что «имеют» его.
Так и с коучингом: для тех, кто хочет в перспективе БЫТЬ коучем, т.е. сделать бытие профессией, важно и возможно найти настоящего мастера и у такового обучиться.
Поэтому проблема "как стать коучем" решается так:
1. осознать потребность обучиться реальному коучингу - например, эволюционному - т.е. более совершенному в сравнении с тренингом или консалтингом
такая потребность может возникнуть даже исходя из ситуации "хочу иметь" (признание, деньги, избавление от страданий, тревожности, выход из затруднений). Главное, чтобы в перспективе ученик видел возможность "быть" мастером.
2. получить позитивный опыт в нескольких базовых для коуча профессиях
например, во львовской школе "КОАН" (Коучинг=опыт+активность+новаторство) первый блок начального модуля называется "Коуч как...". Ученики практикуются в различного рода умениях: произносить речь, обучать других знанию, передавать информацию, играть роль, писать сценарий, снимать кино, делать экспертизу, побуждать к творению, консультировать в проблемной ситуации, тренировать в определенном виде спорта, модельно мыслить, подбирать метафоры.
3. найти хорошего действующего коуча и пройти с ним несколько (от 60 часов) сессий
волшебство коучинга впечатляет. Хороший коуч – маг и чародей с точки зрения человека, ожидающего совета, тренировки умения, призыва следовать "замечательной" схеме (книге, методике). Хороший коучинг подобен профессиональному акушерству. Счастливая роженица говорит: "я всё сделала сама! Акушерка просто была рядом!" Поэтому после коуч-сессии, заменяющей иногда годы психоанализирования или месяцы консультирования клиент часто зажигается мечтой: «Вот бы обучиться коучингу!».
4. сотворить собственный коучинговый стиль (от 200 часов собственной практики)
то есть, стать мастером. Сотворение авторского подхода в школе КОАН считается альтернативой стандартному сертифицированию. Жизнь всё равно "не будет читать твой диплом", а ко времени завершения учебы наши коучи обрастают в народе славой хороших специалистов (ибо обучение основано на непрерывной практике среди сограждан).
Несколько слов о коуч-сертификации
В предыдущем абзаце я упомянул о некой нетрадиционной сертификации. А почему не сделать, как обычно - выдать цветной диплом с рамкой?
Во-первых, потому что сертификации коучей на сегодня не существует
Во-вторых, потому что коуч больше, чем социально-послушный работник сферы услуг.
Один мой знакомый так и спросил: почему ты равнодушен к государственной сертификации? Я подумал: "сейчас добавит: мол, ты что, против государства?". Я ответил примерно так:
Потому, что:
1. хочется делать хорошо, а не как всегда.
2. дипломы покупаются через интернет, если уж это важно. Купишь какой закажешь, деньги будут - если захочешь.
3. кто может измерить мастера-коуча? Тот, кто идёт впереди. Т.е. - только он сам. Так, нельзя сертифицировать Пикассо или Бродского. Можно в последствии дать нобелевскую премию, сан, чин. Но это потом, а в начале обычно новые технологии подвергаются критике, произведения гениев осуждаются и обличаются чуть ли не в никчемности."
Собственно, я - коуч. Принципиально без коуч-сертификата (то есть, в молодости я получил некоторое колличество бумаги, которая не пригодилась. Бесцельно потраченные время и деньги). Кто рискнет измерить меня в качестве коуча? Довольный клиент? Академический бюрократ? Разве что, подобный мастер. Знаю от мастеров, что коуча нельзя сертифицировать - потому что нет на сегодня такого института, таких рамок, такого критерия: коуч. Есть практика, результат и мастерство. Это нечто изнутри. Разве уважающий себя коуч станет желать сертификации?
Так и есть: мастер неохотно сравнивает себя с иными - отставшие в развитии не поймут, а опредившие - сами мастера. Поэтому иметь статус "сертифицированного" для хорошего коуча - признак отсутствия профессионализма. Начинающие - напротив: желают, дабы их имена были внесены мрачными буквами в тайные анналы. Это избавляет их от комплекса вины, вписывает в социопослушное групповое соглашение "иметь", даёт сатисфакцию бесцельно потраченным средствам.
Не поймите превратно: в школе "КОАН" мы, конечно, выдаём сертификаты. Разумея, что их настоящая цена - себестоимость дизайна и полиграфии. А вот цена наших выпускников - полтора года ежедневной практики. Живого общения, диалога, поиска ресурса, оперативной помощи клиентам. Практики осознавания, озарения, эволюции. Может, поэтому наши ученики идут не "на бумагу" и без патриотического энтузиазма относятся к печатному фетишизму. Для них важен профессионализм, опыт, активность, новаторство. Так же, как в своё время и для меня, когда я перенимал секреты коучинга у моих учителей. Один из них, например, на провокативные вопросы статусного характера отвечал: "Да. Я очень солидный член. Могу показать."
Однажды меня попытались "сертифицировать". Было это в Крыму, я вел тренинговую группу, и наш путь лежал сквозь какие-то руины: несколько стен и каменных ям без признаков ограды. Тут на тропу с возгласами "стой!" выскочили спортивно настроенные ребята в "хаки". Они пожелали нас "сертифицировать" в туристов по внешнему признаку (рюкзаки, ботинки, группа). Как-то мы сквозь этот заслон протекли спокойно, и я ещё сказал одному наглому типу: "Вот. Я иду по Земле. Как ты собираешься меня остановить?". Эти мужики пошли рядом с нами, и человек постарше спросил: "А кто у вас главный-то?" Я подумал, что он, видимо, социально-обусловленный, и показал пальцем в небо: "Главный - там!". Эти милые люди, жаждущие разбагатеть на ротозеях, естественно, отстали. Вернульсь «на объект» собирать дань с иных добровольцев, которые - совершенно послушно и с готовностью - "сертифицировались" под определение "турист".
Где качественно обучиться коучингу?
Прежде всего, можно догадаться: для обучения коучингу не подходят никакие «методы обучения». Кроме авторских. Как у мастеров дзен. Как в школе искусств.
Например, в КОАНе мы строим процес становления коучей подобно самому процессу коучинга. Побуждаем учеников опираться на внутреннюю мудрость, доверять инсайту; развиваться, помогая эволюционировать клиентам.
Далее, легко сообразить, что в коучинге запрещено "обучение вперёд" - общепринятое, скажем, в ВУЗах, или на кусах-семинарах-тренингах.
Мы стоим на том, что будущий коуч практикует (в КОАН приходят успешные руководители, тренеры, учителя, менеджеры), обрастает вопросами, и во время обучающей сесии сам находит решение. Затем вновь практикует, опровергая или подтверждая групповой или индивидуальный опыт. Если так станут учить в универитетах, академиях и бизнес-школах, эффективность выростет в десятки раз, и персонал останется без работы.
Напоследок я дам несколько полезных советов тем, кто собирается "быть" коучем. Ищите качественное коуч-обучение там, где:
1. Есть "живой" мастер
Отследите практику вашего лидера. Поинтересуйтесь, к какому результату привели клиентов коуч-сесии с наставником.
2. Нет стадного энтузиазма
Обратите внимание на мотивацию "иметь" внутри группы учеников. Серьозное отношение к сертификации - признак прошлого века с его идеологией "правого большинства", хорошего бумажного тона и "всех-так-делающих"
3. Вместо того, чтоб проповедовать "делай как я", приглашают: "попробуй, как ты!"
Ваш наставник - при всей харизматичности - скромен, и не вылазит на пьедестал. Конусоподобная структура школы, где в основании - ученики, а на вершине - мастер, вскоре ложится на бок: так, что мастер оказывается как-бы снаружи, рядом. Ученики, вращаясь в собственном кругу, часто кажутся выше наставника. А к окончанию курса конус переворачивается вершиной вниз, и мастер только оказывает поддержку в экстренных случаях.
4. Предлагают делать ошибки
И вообще, считают, что каждый твой шаг - ошибка, потому что завтра ты уже знаешь, как делать иначе: качественней, продуктивней. А не делаешь ошибки - значит, повторяешься, стремишься к комфортному состоянию деградации. Всякий раз сегодня - по определению - ошибаешься. Значит, завтра - идешь вперед, развиваешься.
5. Происходит эволюция
Случаются инсайты. Жизнь бурлит в поле высокой парадоксальной напряженности между полюсами «Я – Они», «Хочу – Делаю», «Знаю – Практикую», «Тело – Ум», «Стирание – Фиксация», «Уничтожение – Творение», «Социализация – Аутичность», «Падение – Взлёт», «Отмирание – Расцвет».
6. Уделяется внимание тому, что происходит, а не тому, что афишируется.
Ученики и наставники берут ответственность за то, что с ними случается, и не стремятся «впихнуть невпихуемое» куда бы то ни было. Выбирают свободу вопреки борьбе за статус. Радуются тому, что умеют выбирать и помогают другим быть осознанными. Влияют на события и личности, управляя собой.
Меня часто спрашивают: "как я могу стать коучем?" Актуальный вопрос, когда на улице и в умах - то ли весна кризиса, то ли кризис весны.
Коуч - популярная профессия, особенно востребованная в эпоху всенародной депрессии.
Пожалуй, коучи - одни из немногих профессионалов, которые в режиме резкого сокращения кадров и финансирования повысили свой статус и доход.
Кто такие коучи? Как стать коучем? Где обучиться коучингу? И самое главное - где обучиться качественно: так, чтобы не было мучительно больно за неоправданно вложенные средства?
Эти вопросы я попробую осветить ниже. Естественно, исходя из собственных ошибок, опыта и точки отсчета.
Кто такой коуч?
Возможно, вы знаете несколько определений?
Например, "тот, кто много молчит, высказывается в основном междометиями, неожиданно и точно ставит вопросы", или "более, чем консультант+тренер и менее, чем гуру", или "профессионал, который помогает человеку (организации) прийти к большей осознанности, компетентности, эффективности. Быстрей, чем без коуча, достичь намеченных целей в личном, бизнесе и т.д.", или "мастер-собеседник, с которым можно устроить жизнь (карьеру, обучение....) так, что она работает", или "проводник, который берется найти использовать мой ресурс (язык, модель, метафору) для того, чтоб провести меня в моё будущее".
Эти и другие определения так же верны, как спорны. Поэтому давайте посмотрим в глаза истории - и в этом контексте поймем смысл существования и свойства профессионализма коуча.
В начале, пожалуй, таки было слово. Фрейд сделал слово, метафору основным блюдом психоанализа, инструментом измерения и изменения, вычтя из внимания человеческое тело. Лоуэн, Райх, Александер и пр. "телесники", напротив, проакцентировали на кинестетическом, энергетическом, двигательном аспектах нашего существования. Психотерапия развивалась, и между полюсами "ум" - "тело" возникли новые меридианы: драма, гештальт, бихевиоризм, гипноз, позитивный и клиент-центрированный подходы, арт-, лого-, и даже трансперсональный методы.
Некоторые терапевты с набором опыта и разнообразием практики уразумели: стратегии, применяемые к "проблемным" клиентам годятся в той же мере для развития наиболее способных и неординарных личностей. И создали, к примеру, методики обучения одаренных детей, уходящие корнями в практики адаптации детей со спецпотребностями (аутизм, ДЦП) - например, технологии Монтессори. Так же воспитание правополушарных суперспособностей в системе ТРИЗ, мнемонике, методе Сильвы - зеркальное отражение работы с отстающими в развитии. Обнаружились новые полюса науки о развитии ума: "недоразвитость" - "одаренность".
С системной точки зрения, именно парадоксальное соприкосновение крайностей (ум - тело, правое - левое полушария, отставание в развитии - сверхспособности) порождает бурное развитие технологий и методик, даёт новый импульс эволюции знаний и практик на пути роста человеческой осознанности.
Вместе с расщеплением полюсов, уважающие себя и клиента терапевты пришли к эклектике - смешению жанров, форм и методов. Из их среды выделились "прогрессоры", взявшиеся за категорию людей, противоположных "патологии". Эти мастера стали называть себя "практические психологи", или "тренеры".
Тренер должен был впитать в себя - кроме знаний психологии - навыки педагогики и консалтинга, коммуникации и актерского мастерства. В актив были взяты практики Карнеги, театральной психогимнастики, ораторского искусства. По-сути, тренерство стало новой эволюционной ступенькой в сравнении с психотерапией и обучением.
Бурный расцвет тренингов в конце прошлого (ХХ) века обусловлен не только появлением новых вкусов и микс-технологий. Немалую роль сыграли люди: с одной стороны, клиенты, осознавшие преимущества интерактивного образования в противовес академическому - и , с другой стороны, сами тренеры. Эти выдающиеся личности, не подпадающие под прежние стандарты, желали собственного прогресса и совершенствования способностей более, чем научных степеней и статусного признания в форме защищенных (перед кем?!) диссертаций. Для них, тренеров, было ясно: что уровень их сознания уже иной, чем у психологов и учителей. Этот уровень «пиарит» сам себя, и естественно, не может быть измерен колличеством публикаций в нечитаемой литературе.
Кстати, о литературе. Многие тренеры написали книги, ставшие бестселлерами (напр., Козлов и Тарасов у нас, Дилтс, Лири и Прайор у "них"). Эти искрометные творения способствовали прогрессу сознания так же, как работы Ньютона - прогрессу технической мысли. Авторы поделились собственным эволюционным методом, показали иной взгляд на развитие. Взгляд, вобравший в себя предыдущий опыт плюс практики смежных направлений: эзотерики, восточных учений, медитации - вплоть до йоги, дзен, суффийских техник, дао.
Тренинг развивался, как целая отрасль знания о человеке и развитии, и вскоре дал такую порасль личностей, такое ветвление методик, охватил такое разнообразие "заказов" (предприятия, корпорации, творческие группы, развивающие коллективы, отдельные личности), что некоторым тренерам стало ясно: созрели условия для нового эволюционного шага - коучинга.
Как и предыдущий шаг, пререход к технологиям коучинга произошел в результате интеграции личного опыта тренеров и групп. Очень понятно: некоторые мастера пришли к тренингу из психологии, часть занялась тренерством после спортивной карьеры. Кто-то обрел новую роль через опыт режисуры, некоторые имели за плечами путь ведущих арт-коллективов. Иные в прошлом делали карьеру в образовании или консалтинге, другие были продюсерами или шоуменами.
Богатый опыт и успех в конкретной деятельности у людей новой эволюционной формации не может определяться временем одной жизни. Современый темп так велик, что для настоящего развития иногда требуется сменить 5-6 профессий, причем в каждой достичь "звездного" взлета, прожить и завершить эксперименты с собой, получить экспириенс. Таким образом, будущие коучи имели, как ресурс: практику, успех и завершенность в нескольких отраслях.
Например, моя жизнь дала мне возможность достичь цельного опыта в официальной и альтернативной педагогике, раннем развитии детей, спортивном тренерстве, актерском мастерстве, режиссуре, публицистике, дизайне, восточных гимнастиках, и, разумеется, ведении групп - терапевтических, коррекционных, развивающих.
Вот так и произошли из психоаналитиков коучи: посредством попытки следовать бурным эволюционным потоком между сциллой "Я хочу развивать моё уникальное Я разными, новыми, собственными методами" и харибдой "я хочу показать ИМ, как можно научиться двигаться к ИХ целям, счастью, балансу, совершенству". Произошли от смелости - не оглядываться на социопослушное большинство, от любопытства - "а что есть там, где никто не ходил?", от нежной заботы и материнской ответственности за тех, кого приручили.
Подводя итог краткому историческому экскурсу, мы смекаем, что в эпохальном контексте коуч - это результат и инструмент эволюции. Резюме многовекторного пути самосовершенствования, и протогонист развивающих перемен в клиетне.
Как стать коучем?
Не все, разумеется, будут согласны с таким определением.
Консервативная часть народа считает коучами переодетых тренеров или (еще примитивней) консультантов.
Главное, чтоб "бумага писала": мол, коуч. И "шапка" посолидней, плюс печать.
Академисты и менторы производят коучинг из им известного материала: так появляется "коучинг посредством НЛП" или "Гештальт-коучинг".
Известный рекламный трюк: товар, утративший привлекательность, упаковывают в стилистику популярного бренда.
Что же делать "юноше, обдумывающиму житие", или профессионалу, который "учуял" в коучинге необычные возможности? Как обучиться эволюционному коучингу? На что ориентироваться в первую очередь?
Возможно, вы читали книгу Эриха Фромма "Иметь или быть". В этой знаменитой работе философ, социолог и публицист дал, мне кажется, исчерпывающий ответ на вопрос о приобретении смысла, внутренней гармонии и жизненной силы. По утверждению Фромма, бесполезность существования большинства наших современников объясняется стремлением к обладанию чем бы то ни было: любовью, характером, образованием, внешностью, должностью, статусом... В противоположность подходу "я хочу иметь" Фромм назначает формулу "я согласен быть" в состоянии - например, любящего, чувствующего, думающего, танцующего, творящего свой мир.
Не для всех годится такая жизненная позиция? - Да.
Если люди захотят «быть», то куда девать телевидение, рекламу и образование? - Сохранить для большинства "имельцев". Поскольку большинство хочет именно «иметь», и платит за это тем, что «имеют» его.
Так и с коучингом: для тех, кто хочет в перспективе БЫТЬ коучем, т.е. сделать бытие профессией, важно и возможно найти настоящего мастера и у такового обучиться.
Поэтому проблема "как стать коучем" решается так:
1. осознать потребность обучиться реальному коучингу - например, эволюционному - т.е. более совершенному в сравнении с тренингом или консалтингом
такая потребность может возникнуть даже исходя из ситуации "хочу иметь" (признание, деньги, избавление от страданий, тревожности, выход из затруднений). Главное, чтобы в перспективе ученик видел возможность "быть" мастером.
2. получить позитивный опыт в нескольких базовых для коуча профессиях
например, во львовской школе "КОАН" (Коучинг=опыт+активность+новаторство) первый блок начального модуля называется "Коуч как...". Ученики практикуются в различного рода умениях: произносить речь, обучать других знанию, передавать информацию, играть роль, писать сценарий, снимать кино, делать экспертизу, побуждать к творению, консультировать в проблемной ситуации, тренировать в определенном виде спорта, модельно мыслить, подбирать метафоры.
3. найти хорошего действующего коуча и пройти с ним несколько (от 60 часов) сессий
волшебство коучинга впечатляет. Хороший коуч – маг и чародей с точки зрения человека, ожидающего совета, тренировки умения, призыва следовать "замечательной" схеме (книге, методике). Хороший коучинг подобен профессиональному акушерству. Счастливая роженица говорит: "я всё сделала сама! Акушерка просто была рядом!" Поэтому после коуч-сессии, заменяющей иногда годы психоанализирования или месяцы консультирования клиент часто зажигается мечтой: «Вот бы обучиться коучингу!».
4. сотворить собственный коучинговый стиль (от 200 часов собственной практики)
то есть, стать мастером. Сотворение авторского подхода в школе КОАН считается альтернативой стандартному сертифицированию. Жизнь всё равно "не будет читать твой диплом", а ко времени завершения учебы наши коучи обрастают в народе славой хороших специалистов (ибо обучение основано на непрерывной практике среди сограждан).
Несколько слов о коуч-сертификации
В предыдущем абзаце я упомянул о некой нетрадиционной сертификации. А почему не сделать, как обычно - выдать цветной диплом с рамкой?
Во-первых, потому что сертификации коучей на сегодня не существует
Во-вторых, потому что коуч больше, чем социально-послушный работник сферы услуг.
Один мой знакомый так и спросил: почему ты равнодушен к государственной сертификации? Я подумал: "сейчас добавит: мол, ты что, против государства?". Я ответил примерно так:
Потому, что:
1. хочется делать хорошо, а не как всегда.
2. дипломы покупаются через интернет, если уж это важно. Купишь какой закажешь, деньги будут - если захочешь.
3. кто может измерить мастера-коуча? Тот, кто идёт впереди. Т.е. - только он сам. Так, нельзя сертифицировать Пикассо или Бродского. Можно в последствии дать нобелевскую премию, сан, чин. Но это потом, а в начале обычно новые технологии подвергаются критике, произведения гениев осуждаются и обличаются чуть ли не в никчемности."
Собственно, я - коуч. Принципиально без коуч-сертификата (то есть, в молодости я получил некоторое колличество бумаги, которая не пригодилась. Бесцельно потраченные время и деньги). Кто рискнет измерить меня в качестве коуча? Довольный клиент? Академический бюрократ? Разве что, подобный мастер. Знаю от мастеров, что коуча нельзя сертифицировать - потому что нет на сегодня такого института, таких рамок, такого критерия: коуч. Есть практика, результат и мастерство. Это нечто изнутри. Разве уважающий себя коуч станет желать сертификации?
Так и есть: мастер неохотно сравнивает себя с иными - отставшие в развитии не поймут, а опредившие - сами мастера. Поэтому иметь статус "сертифицированного" для хорошего коуча - признак отсутствия профессионализма. Начинающие - напротив: желают, дабы их имена были внесены мрачными буквами в тайные анналы. Это избавляет их от комплекса вины, вписывает в социопослушное групповое соглашение "иметь", даёт сатисфакцию бесцельно потраченным средствам.
Не поймите превратно: в школе "КОАН" мы, конечно, выдаём сертификаты. Разумея, что их настоящая цена - себестоимость дизайна и полиграфии. А вот цена наших выпускников - полтора года ежедневной практики. Живого общения, диалога, поиска ресурса, оперативной помощи клиентам. Практики осознавания, озарения, эволюции. Может, поэтому наши ученики идут не "на бумагу" и без патриотического энтузиазма относятся к печатному фетишизму. Для них важен профессионализм, опыт, активность, новаторство. Так же, как в своё время и для меня, когда я перенимал секреты коучинга у моих учителей. Один из них, например, на провокативные вопросы статусного характера отвечал: "Да. Я очень солидный член. Могу показать."
Однажды меня попытались "сертифицировать". Было это в Крыму, я вел тренинговую группу, и наш путь лежал сквозь какие-то руины: несколько стен и каменных ям без признаков ограды. Тут на тропу с возгласами "стой!" выскочили спортивно настроенные ребята в "хаки". Они пожелали нас "сертифицировать" в туристов по внешнему признаку (рюкзаки, ботинки, группа). Как-то мы сквозь этот заслон протекли спокойно, и я ещё сказал одному наглому типу: "Вот. Я иду по Земле. Как ты собираешься меня остановить?". Эти мужики пошли рядом с нами, и человек постарше спросил: "А кто у вас главный-то?" Я подумал, что он, видимо, социально-обусловленный, и показал пальцем в небо: "Главный - там!". Эти милые люди, жаждущие разбагатеть на ротозеях, естественно, отстали. Вернульсь «на объект» собирать дань с иных добровольцев, которые - совершенно послушно и с готовностью - "сертифицировались" под определение "турист".
Где качественно обучиться коучингу?
Прежде всего, можно догадаться: для обучения коучингу не подходят никакие «методы обучения». Кроме авторских. Как у мастеров дзен. Как в школе искусств.
Например, в КОАНе мы строим процес становления коучей подобно самому процессу коучинга. Побуждаем учеников опираться на внутреннюю мудрость, доверять инсайту; развиваться, помогая эволюционировать клиентам.
Далее, легко сообразить, что в коучинге запрещено "обучение вперёд" - общепринятое, скажем, в ВУЗах, или на кусах-семинарах-тренингах.
Мы стоим на том, что будущий коуч практикует (в КОАН приходят успешные руководители, тренеры, учителя, менеджеры), обрастает вопросами, и во время обучающей сесии сам находит решение. Затем вновь практикует, опровергая или подтверждая групповой или индивидуальный опыт. Если так станут учить в универитетах, академиях и бизнес-школах, эффективность выростет в десятки раз, и персонал останется без работы.
Напоследок я дам несколько полезных советов тем, кто собирается "быть" коучем. Ищите качественное коуч-обучение там, где:
1. Есть "живой" мастер
Отследите практику вашего лидера. Поинтересуйтесь, к какому результату привели клиентов коуч-сесии с наставником.
2. Нет стадного энтузиазма
Обратите внимание на мотивацию "иметь" внутри группы учеников. Серьозное отношение к сертификации - признак прошлого века с его идеологией "правого большинства", хорошего бумажного тона и "всех-так-делающих"
3. Вместо того, чтоб проповедовать "делай как я", приглашают: "попробуй, как ты!"
Ваш наставник - при всей харизматичности - скромен, и не вылазит на пьедестал. Конусоподобная структура школы, где в основании - ученики, а на вершине - мастер, вскоре ложится на бок: так, что мастер оказывается как-бы снаружи, рядом. Ученики, вращаясь в собственном кругу, часто кажутся выше наставника. А к окончанию курса конус переворачивается вершиной вниз, и мастер только оказывает поддержку в экстренных случаях.
4. Предлагают делать ошибки
И вообще, считают, что каждый твой шаг - ошибка, потому что завтра ты уже знаешь, как делать иначе: качественней, продуктивней. А не делаешь ошибки - значит, повторяешься, стремишься к комфортному состоянию деградации. Всякий раз сегодня - по определению - ошибаешься. Значит, завтра - идешь вперед, развиваешься.
5. Происходит эволюция
Случаются инсайты. Жизнь бурлит в поле высокой парадоксальной напряженности между полюсами «Я – Они», «Хочу – Делаю», «Знаю – Практикую», «Тело – Ум», «Стирание – Фиксация», «Уничтожение – Творение», «Социализация – Аутичность», «Падение – Взлёт», «Отмирание – Расцвет».
6. Уделяется внимание тому, что происходит, а не тому, что афишируется.
Ученики и наставники берут ответственность за то, что с ними случается, и не стремятся «впихнуть невпихуемое» куда бы то ни было. Выбирают свободу вопреки борьбе за статус. Радуются тому, что умеют выбирать и помогают другим быть осознанными. Влияют на события и личности, управляя собой.
Эдмунд Щебальский,
практический психолог, тренер, режиссер, эволюциолог,
директор развивающего центра СНЭП,
наставник школы коучей КОАН.
практический психолог, тренер, режиссер, эволюциолог,
директор развивающего центра СНЭП,
наставник школы коучей КОАН.
Всего комментариев: 0 | |